Была бы булава, найдется и голова.

Книжная полка

Срезневский И.И. - Святилища и обряды языческого богослужения древних славян

Святилища и обряды языческого богослужения древних славянИзмаил Иванович Срезневский (1812 - 1880) - знаменитый русский филолог-славист, этнограф, палеограф, академик Санкт-Петербургской Академии наук. Занятия Срезневского украинской этнографией, историей, народной словесностью и т.п. начались очень рано. Собирая малорусские думы, молодой этнограф-любитель встречался и с другим этнографическим материалом, который оказался существенным подспорьем при написании Срезневским докторской диссертации "Святилища и обряды языческаго богослуженiя древнихъ славянъ". Содержащиеся в книге материалы будут интересны как этнографам и культурологам, так и любителям истории.

Зеленин Д.К. - Восточнославянская этнография

Zelenin Vostochnoslavjanskaja etnografijaТруд крупнейшего советского этнографа Д. К. Зеленина (1878 — 1954), члена-корреспондента АН СССР с 1925 г., был впервые издан в 1927 г. на немецком языке в Германии. Это первое обобщающее изложение этнографии русских, украинцев и белорусов. Послесловие характеризует историю книги и ее значение для современной этнографии. В книге много иллюстраций.

Монографии , Археология и социальная антропология , Предгосударственный период (700-862)
Зеленин Д. К. - Восточнославянская этнография. М., Наука, 1991. 511 с.

Народные русские песни, собранные М.М.

pesnimm"...Далее следуют " Песни русского народа", или, лучше сказать, пересмотр почти всех доселе изданных песенников под различными, длинными и короткими, шарлатанскими и скромными названиями - от "Песенника", изданного Чулковым в 1770-м году, до новейших. Тут чрезвычайно любопытны сведения, собранные г-ном Сахаровым, о том, каксмотрели прежние издатели на собираемые им песни , как поправляли их, то естькак коверкали и уничтожали весь колорит древности и народности для того,изволите видеть, чтоб представить их "в лучшем, привлекательнейшем виде". Ужас объемлет душу, когда посмотришь на работу этих поправщиков, как иной, например, из 11 стихов чудного древнего стихотворения (из сборника Кирши Данилова) делал ровно 50, по правилам реторической "амплификации", или вместо...

...Разбор песенников был доведен И. П. Сахаровым до издания: "Народные русские песни , собранные М . М ." (1837)".
А. Л. Осиповат и Л. С. Пустильник, 1842 г.

Сборник содержит 2 части:

Отделение 1:
Песни протяжныя.

Отделение 2:
Песни скорыя и плясовыя;
Подблюдныя;
Свадебныя.

Срезневский И.И. - Роженицы у славян и других языческих народов

Sreznevskij Rozhenicy u slavjanГоворя о «нашей письменности», я впрочем вовсе не думаю разуметь под нею одной Русской: самый беглый взгляд на язык и правописание представленных выписок достаточен для убеждения, что многие памятники, из которых сделаны выписки, в первоначальных своих списках принадлежат не нам, а нашим югозападным соплеменникам: Болгарам, Сербам. Тем не менее однако они перешли к нам не бессознательно, не как сказания о суеверии, чуждом нашим предкам, а как поучения, близкие сердцу наших народных учителей, заботившихся об искоренении языческих суеверий не только своим собственным словом, но и помощью авторитета других Христолюбцев. Рядом с поучениями соплеменников, действовавших против поклонения Роженицам, стали и поучения наших собственных Русских проповедников. Словом, верование в Рожениц представляется в старинных памятниках не каким-нибудь местным отродием древнего язычества, а одним из остатков древности обще-славянской...

Афанасьев А.Н. - Религиозно-языческое значение избы славянина

afanasyev izbaСлавянин вследствие естественных условий, определивших первоначальное развитие его быта, был по преимуществу человеком домовитым, семейным. В кругу родной семьи или рода, который представлялся тою же семьею, только разросшеюся, проходила вся его жизнь, со всем ее обиходом и со всеми торжествами; в семье сосредоточивались самые живые его интересы и хранились самые заветные предания и верования. Оттого изба, в которой жило семейство славянина, имела для него великое значение. Как место, свидетельствующее о быте предков, изба должна была пользоваться и особенным почетом; но, кроме того, изба была местом пребывания пената и совершения различных религиозных о6рядов. Любопытно проследить те языческие верования, какие славянин связал с своим жилищем...

Гальковский Н.М. - Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси

Galkovskij Borba hristianstvaПредлагаемый труд Н.М. Гальковского стал заметным явлением в истории изучения восточнославянской языческой традиции, а также переходного периода от язычества к христианству в Древней Руси. Своё исследование автор начинает с очерка языческой религии восточных славян. Далее Гальковский переходит к изучению истории борьбы христианства с идолопоклонством и различными пережитками языческой религии - свободой половых отношений, культом предков, ведовством, колдовством, суевериями и другими. Второй том труда Гальковского содержит в себе тексты древнерусских поучений, направленных против остатков язычества в народе.
Репринтное воспроизведение издания 1913 и 1916 годов.

Срезневский И.И. - Об обожании Солнца у древних Славян

Sreznevskij Ob obozhanii solncaСолнце было обожаемо под различными названиями, или, правильнее выражаясь, Мифология Славянская представляет несколько божеств солнечных, связанных, вероятно, узами родства. К божествам солнечным принадлежали: Хорс-Дажь-бог, Волос, Сварожичь, Радагаст, Святовид, Яровит, Ясон и пр...

Галкина Е.С. - Тайны Русского каганата

Galkina Tajny russkogo kaganataПо обилию споров и спекуляций, возникающих в современных научных и околонаучных кругах, с древнейшим периодом русской истории могут соперничать, пожалуй, лишь сюжеты, связанные с Октябрьской революцией.

Вопрос о начальных этапах становления Древнерусского государства действительно один из центральных в изучении российской истории. Его трактовка во многом определяет точку зрения на события последующих столетий, на общую линию развития России, да и на современные события. Именно тогда закладывались основы славяно-русского менталитета и особой социальной структуры, пронесенные через сотни лет и ныне коренным образом отличающие русский народ от европейцев. Кто создал государство на Руси, какие корни имеет великая культура домонгольского периода – от ответа на эти вопросы зависит и видение будущего России. И за предложением определенной концепции «начала Руси» стоит, как правило, конкретная политическая позиция. Поэтому исследование истоков Руси всегда сопровождалось жесткой борьбой, причем не только научной...

Пропп В.Я. - Исторические корни волшебной сказки

Propp Istoricheskie korni Volshebnoj Skazki3 тома трудов В. Я. Проппа о сказке, представляющие собой своего рода свод писаний о собирании, изучении, построении (морфологии) и развитии, виде бытования видов сказок. Предназначается не только специалистам - филологам и студентам, но и учащимся школ и всем тем, кого интересуют сущность и устройство сказки.

Афанасьев А.Н. - Поэтические воззрения славян на природу

Afanasev Pojeticheskie vozzrenija slavjanОпыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов.

Историк и фольклорист Александр Николаевич Афанасьев (1826 - 1871 гг.) весьма широко известен как издатель "Народных русских сказок". Он был глубоким исследователем славянских преданий, верований и обычаев. Итогом его многолетнего исследовательского опыта явились " Поэтические воззрения славян на природу " - фундаментальный труд, посвященный историко-филологическому анализу языка и фольклора славян в связи с языком и фольклором других индоевропейских народов. Его труд до сих пор не превзойден в мировой науке о фольклоре. Ему значительно уступают известные у нас "Золотая ветвь" Дж. Фрэзера и "Первобытная культура" Э. Тэйлора.

Аничков Е.В. - Народная поэзия и древние верования славян

Anichkov Narodnaja pojezijaМифологический метод изучения народной словесности отошел уже в предание; но народная поэзия, тем не менее, до сих пор - главный источник наших сведений о древнем язычестве, оттого изучение того и другого часто совпадает. Мифология со своими сложными, запутанными и слишком гипотетическими построениями заслоняет красоту народного поэтичес­кого слова.

Коринфский А.А. - Статьи из книги "Народная Русь"

korinfskyМать-Сыра-Земля

Нет ничего для человека в жизни святее материнского чувства. Сын родной земли, живущий-кормящийся ее щедротами, Русский народ, дышащий одним дыханием с природою, исполнен к Матери-Сырой-Земле истинно сыновней любви и почтительности. Как пережившие не один, а два века сказания, так и чуть ли не вчера молвившиеся-сказавшиеся красные слова, облетающие из конца в конец неоглядный простор народной Руси, в один голос подтверждают это, ни на пядь не расходясь с бытом-укладом поздних потомков могучего богатыря Земли Русской Микулы-свет-Селяниновича, живущего на Святой Руси в старь стародавнюю...

Соболев А.Н. - Загробный мир по древнерусским представлениям

sobolevЛитературно-исторический опыт исследования древнерусского народного миросозерцания.

Далеко за горизонтом скрывается жизнь древнерусского человека. Многими прошедшими столетиями заставлена она от нашего взора, но заглянуть в эту далекую жизнь представляет много интереса. Там, в глубине веков, жил наш предок, он мыслил и действовал; он слагал свои взгляды на природу и самого себя, слагал свои представления на жизнь и смерть, развивал свои религиозные воззрения, устанавливал обряды, устраивал свое общество, выражал свои мысли посредством членораздельных звуков, пел песни и былины и изображал свои мысли письменами...

Заглянуть в эту далекую жизнь предка составляет задачу настоящего труда. Но жизнь предка, как вообще жизнь всякого человека, всеобъемлема. Охватить и зараз использовать всю ее полноту вряд ли хватит человеческой жизни, а посему я ограничусь только одним частичным исследованием — я постараюсь изобразить, как наш далекий предок представлял себе загробный мир...

Снегирёв И.М. - Русские простонародные праздники и суеверные обряды

snegirev

Русские праздники простонародные и соединенные с ними древние поверья, составляя заветные стихии народности, входят во Внутреннюю Историю Русского народа и его Древности.

Книги по истории и исконной вере славян

Краткий список книг, полезных для изучения родноверами.

  • Рыбаков Борис Александрович, "Язычество Древних Славян" М.; 2002 (1981) 
  • Рыбаков Борис Александрович, "Язычество Древней Руси" М., 2001 (1987) 
  • "Влесова Книга" 
  • "Слово о Полку Игореве" 
  • "Слово Древней Руси"/ Составитель, вступ. статья О. В. Гладковой. М.; 2000. 
© 1997 - Союз Славянских Общин Славянской Родной Веры.
При использовании материала ссылка на сайт обязательна.

Яндекс.Метрика