От старых дураков и молодим житья нет.

Книжная полка

Байбурин А.К. - Жилище в обрядах и представлениях восточных славян

Жилище в обрядах и представлениях восточных славянВ монографии предпринимается попытка реконструкции символических аспектов традиционного восточнославянского жилища на материале обрядов, верований, фольклорных и мифологических текстов. Выделяются основные принципы освоения пространства у восточных славян. Рассмотрены семиотические аспекты организации внутреннего пространства жилища. Книга предназначена для этнографов, фольклористов, историков культуры.

Васильев М.А. - Язычество восточных славян накануне крещения Руси

Васильев М.А. - Язычество восточных славян накануне крещения РусиРелигиозно-мифологическое взаимодействие с иранским миром.
Языческая реформа князя Владимира.

Монография представляет собой комплексное исследование по проблемам, связанным с функциями, обликом, временем и путями проникновения в восточнославянское язычество иранских (сармато-аланских) по своему происхождению богов Хорса и Семаргла, а также с «первой религиозной реформой» (980-988) князя Владимира Святославича. Рассматриваются также вопросы о соотношении словен и антов письменных памятников и о новгородской Перыни как гипотетическом месте расположения капища Перуна в годы языческого реформирования Владимира. Книга написана на основе широкого круга источников (письменных, лингвистических, изобразительных и иных), принадлежащих к различным лингво-культурным и религиозным традициям (славянской, иранской, индийской и др.).

Таксиль Лео - Священный вертеп

Таксиль Лео - Священный вертеп«Священный вертеп» известного французского публициста Лео Таксиля, также известного по книгам «Забавная Библия» и «Забавное евангелие», воссоздает историю христианства, вернее, его западной ветви — католицизма. Это очень своеобразная история. Ее старательно замалчивают сторонники религии. Написанная ярко, сатирически, живо, увлекательно, книга показывает, что церковные иерархи как бы являются средоточием всех пороков и грехов, против которых они выступают на словах.

Афанасьев А.Н. - Языческие предания об Острове-Буяне

Афанасьев А.Н. - Языческие предания об Острове-БуянеСветло-голубое, блестящее небо лежит за облаками, или за дождевым морем; чтобы достигнуть в царство солнца, луны и звезд, надо было переплыть воздушные воды. Таким образом, это небесное царство представлялось воображению окруженным со всех сторон водами, т.е. островом...Остров Буян – поэтическое название весеннего неба, а так как весеннее небо есть хранилище теплых лучей солнца и живой воды, которые дают земле плодородие, одевают ее роскошной зеленью, то фантазия сочетала с ним представление о рае или благодатном царстве вечного лета...

Журавлев А.Ф. - Домашний скот в поверьях и магии восточных славян

Домашний скот в поверьях и магии восточных славянВ монографии рассматриваются три цикла восточнославянских некалендарных обрядов, связанных с разведением домашнего скота, – продуцирующая магия (ритуалы, способствующие усилению плодовитости скота, обряды при случке и отеле и т.д.), коммерческая магия (ритуал купли-продажи скота и ввода его в новое хозяйство), профилактическая и катартическая магия (обряды, отправляемые в случаях массового заболевания скота). Книга построена в основном на привлечении архивного материала, впервые вводимого в научный обиход (материалы Этнографического бюро кн. В.Н.Тенишева и др.). Особенную ценность имеет публикация материалов анкеты "Культ и Народное Сельское Хозяйство" Костромского научного общества по изучению местного края (1920-е годы). Кроме ритуалов в монографии анализируется вербальный план обрядов (терминология и фразеология, ритуальные песни). Книга адресована не только специалистам – этнографам, лингвистам, – но и широкому кругу читателей, интересующихся историей народной культуры.

Потебня А. А. - О мифическом значении некоторых обрядов и поверий

Потебня А. А. - О мифическом значении некоторых обрядов и поверийАлександр Афанасьевич Потебня - (1835-1891)- выдающийся русский филолог-славист и философ. Первый крупный теоретик лингвистики в России, он стоял у истоков исторической грамматики, семиотики, социолингвистики, лингвистической поэтики, этнопсихологии.

Данное исследование - одна из ранних работ А. А. Потебни, законченная им в 1863 г., публиковалась в материалах "Чтений в Императорском Обществе истории и древностей Российских при московском Университете" в течение 1865 года с апреля по декабрь, в трех выпусках - II, III и IV.

Во II-ом выпуске проводится сравнительный анализ Рождественских и свадебных обрядов у славянских народов, в III-м - разбирается образ Бабы-Яги и её возможных коррелятов, в IV-ом - анализируются образы Змея, Волка и Ведьмы.
Прилагается также "Разбор исследования "О мифическом значении некоторых поверий и обрядов" Сочинение А. Потебни, М., 1865" П. Лавровского, опубликованного в том же периодическом издании в апреле-июне 1866 года.

Белова О.В. - Этнокультурные стереотипы в славянской народной традиции

 Белова О.В. - Этнокультурные стереотипы в славянской народной традицииКто такой "лях-девятьденник"? Почему у цыган черные волосы, а у евреев веснушки? Правда ли, что турки были когда-то болгарами? Почему есть "мы" и "они", "свои" и "чужие" – и что нас различает?

Эта книга посвящена комплексному анализу славянских народных верований о "чужих" – представителях других этносов и конфессий. Образ "чужого" является неотъемлемой частью фольклорной картины мира любого народа; он формируется как общее знание относительно религии и быта, обрядов и ритуалов, языка и верований этнических соседей. Представления о "чужой" вере и "чужом" народе находят отражение в фольклорных легендах и связанных с ними поверьях, в обрядовой практике и формах повседневного общения.

Карпов А. В. - Язычество, христианство, двоеверие

Карпов А. В. Язычество, христианство, двоевериеРелигиозная жизнь Древней Руси в IX-XI вв.

Книга посвящена анализу религиозно-мировоззренческих и социокуль­турных аспектов христианизации раннесредневековой Руси. Рассматри­ваются общие вопросы изучения массовой религиозности, история иссле­дований в области русских религиозных древностей и основные проблемы взаимодействия христианства и языческих верований в ІХ-ХІ вв. Издание ориентировано как на специалистов по истории и культуре Древней Руси, так и на широкий круг читателей.

Гордиенко Н. С. - «Крещение Руси»: факты против легенд и мифов

Н. С. Гордиенко - «Крещение Руси»: факты против легенд и мифовПолемические заметки

В книге доктора философских наук профессора Н.С.Гордиенко сопоставлены достоверные сведения об обстоятельствах утверждения христианства в древнерусском обществе с теми легендами о данном событии, которые распространяются богословами. Книга рассчитана на широкий круг читателей.

Рецензенты — доктор философских наук Л. Н. Ипатов, доктор исторических наук Л. И. Емелях.

ЛЕНИЗДАТ 1986

Милославский П. - Древнее языческое учение о странствованиях и переселениях душ и следы его в первые века христианства

	 Древнее языческое учение о странствованиях и переселениях душ и следы его в первые века христианства

В главе, посвящённой христианству, автор отмечает, что: "Языческая идея душепереселения проникала в недра Церкви Христовой среди тех еретических учений, которые, под влиянием языческой реакции, возникали с самых первых времён христианства и в которых христианская истина была перемешана с языческими заблуждениями или даже подвергалась совершенному искажению". Автор отмечает следы учения о душепереселении в разных гностических системах (в частности, у Карпократа, Василида, офитов; отмечая при этом, что "идея предсуществования души проходит у всех гностиков"), у манихеев и у Оригена. По поводу осуждения Оригена (и оригенистов) и его учения на Вселенских Соборах в книге приведено определение Шестого (Пятого-Шестого) Вселенского Собора, на котором было подтверждено ранее произнесённое анафемствование "Оригена злоумного, - Евагрия же и Дидима, яко ученика Оригенова и единомысляща: ибо безумно рекоша, яко души первейши суть телес и прежде телес родишася; от еллинских начинающе повелений, прехождения душам от тела в тело учаху".

Богданович А.Е. - Пережитки древнего миросозерцания у белорусов

Богданович А.Е. - Пережитки древнего миросозерцания у белорусовОт автора: первоначально настоящий очерк был помещен в Научном Обозрении за 1894 год; здесь он является в значительно дополненном виде. Этнографические материалы, вошедшие в него, собраны, главным образом, в центральной Белоруссии - в уездах: Борисовском, Игуменском, Минском, Слуцком и Новогрудском Минской губернии, Сенновском Оршанском - Могилевской и Лепельском - Витебской.

Приводимые здесь пережитки древнего миросозерцания и быта, в большинстве случаев, общи всей этой местности.

Это особенно относится к пережиткам миросозерцания, к воззрениям на внешний мир и природу человека, к разным поверьям и предрассудкам: они почти всюду в этом районе сохраняются в одних и тех же формах...

Егор Классен - Древнейшая история славян и славяно-руссов

Древнейшая история славян и славяно-руссовНовые материалы для древнейшей история славян вообще и Славянов-Руссов до рюриковского времени в особенности с легким очерком истории руссов до Рождества Христова.

ПРЕДИСЛОВИЕ: Все почти народы, кроме народа Божия, начинают свою историю с какой-либо сказки, ставя в главу ей и родоначальника, давшего народу своё имя.

Но Русская история начата с такого периода, когда Русь представляла огромное звено, сильный народ, заселявший собою уже несколько сот тысяч квадратных верст; богатый торговлей и промышленностью и разделенный на два главных государства, кроме нескольких малых, из которых одно - южное или Киевское - гроза для Византии - осиротело, лишившись правителей, а другое - северное, или Новгородское, отжив века республики, подверглось уже обыкновенным её следствиям, т.е. всеобщему разъединению и совершенному разладу в делах управления, и для спасения своей самобытности бросилось в объятия монархической власти, призвав к себе правителя - Князя из соплеменного себе народа.

Тут уже нет мифологического лица, поставленного родоначальником народа; нет сказочных исполинов с волшебным оружием; нет волчицы-воспитательницы, не поставлен в праотцы Юпитер или Плутон, или какое-либо земноводное чудовище. - Нить Русской истории начинается с того периода, когда Россия представляет собою уже огромное политическое тело, свидетельствующее как своей огромностью, так и своим разладом, что оно существовало уже за много веков до этого периода.

Это заключение основано не на вымысле или предположении, но на фактах, которые затерты, затемнены пустословием некоторых западных историков; оно основано на выводах из естественных законов, по которым образуются, возвышаются и падают царства и народы, и на строгом критическом разборе сказаний древних.

 

Теобальд (Василий фон Роткрих) - Литовско-языческие очерки

Теобальд (Василий фон Роткрих) - Литовско-языческие очеркиПредставляемое на суд образованной публики настоящее сочинение, состоит из рефератов или, вернее, из отрывков, целиком взятых из неизданного долголетнего трехтомного труда автора под заглавием "Полная литовская мифология и мнения различных авторов о ней". Трехтомник так и не был издан и эти очерки - единственное, что осталось. Однако в них содержится значительное количество информации, которая будет крайне интересна исследователю балтской и, в частности, литовской мифологии.

Гура А.В. - Символика животных в славянской народной традиции

Гура А.В. - Символика животных в славянской народной традицииКнига посвящена славянским народным представлениям о животном мире как особому фрагменту традиционной картины мира. Предлагается двусторонний подход к описанию животных. На основе широкого сопоставительного анализа материала разных славянских традиций в его разнообразных формах и жанрах (народные верования, фольклорный и языковой материал, изобразительные мотивы, элементы материальной и книжной культуры) устанавливается набор смыслоразличительных признаков животных как особых мифологических персонажей и предлагается модель для возможно более полного описания представления о животных.

Наряду с классификацией признаков, дающей представление о животном мире в целом, дана "портретная галерея" образов, что позволяет выявить специфические особенности каждого животного и одновременно целых их групп и классов (дикие звери, гады и насекомые, птицы, рыбы). Книга написана на обширном и преимущественно новом материале, полевом и архивном, снабжена подробным библиографическим и предметно-тематическим указателями. Она адресована не только специалистам - этнографам, лингвистам, фольклористам - но и широкому кругу читателей, интересующихся мифологией и историей народной культуры.

Венелин Ю.И. - Скандинавомания и ее поклонники или столетние изыскания о варягах

Венелин Ю.И. - Скандинавомания и ее поклонники или столетние изыскания о варягахИз статьи А.Г. Кузьмина "Варяги и Русь. Норманская концепция и ее критика.": Одним из самых ярких и эмоциональных антинорманистов был в это время Ю.И. Венелин (1802 – 1839), карпатский русин, переехавший в Россию в 1823 году. В 1836 году вышла его статья "Скандинавомания и ее поклонники", в которой он в форме памфлета разбивал аргументы и доводы норманистов. Статья переиздавалась уже после безвременной кончины автора в 1842 году.

© 1997 - Союз Славянских Общин Славянской Родной Веры.
При использовании материала ссылка на сайт обязательна.

Яндекс.Метрика