За добро добром и платят.

Книжная полка

Кагаров Е.Г. - Религия древних славян

Кагаров Е.Г. - Религия древних славянВ книге выдающегося этнографа, филолога и историка Евгения Георгиевича Кагарова (1882—1942) о древней религии славян на первый план «выдвинута народная обрядность, как истинная носительница религиозного творчества». Рассматривая свой предмет, автор приводит большое число аналогий из других религиозных традиций, особенно из религий античного мира.

Венелин Ю.И. - Окружные жители Балтийского моря

Венелин Ю.И. - Окружные жители Балтийского моряОкружные жители Балтiйскаго моря, то есть, Леты и Славяне

Исследование посвящено балтийским народам – славянам и, как определил их Ю.И. Венелин, летам (пруссы, латыши, литовцы). В первой части, посвященной летам, автор сравнивает латышский (как срединный язык летов), латинский, славянский, немецкий и греческий языки, и делает вывод об особом сродстве славянского, латышского, латинского языков. «Из краткого параллельного сравнения главных Европейских языков можно усмотреть, какое отношение имеют Латыши к прочим Европейцам, то есть, что Латыши составляют непрерывный переход Славян к Латинам , и что сии три народа столь сильное сродство, по языку, имеют между собою, и столь ощутительна их разница и расстояние от Греков и Немцев, что, при общем или родовом разделении Европейского рода и слова, в 1-й класс входит род Славяно-Латышо-Латинский, во 2-й Греческий, в 3-й Немецкий.» По ходу повествования, как это свойственно Венелину, автор приводит остроумные замечания по тем или иным событиям, делает оригинальные выводы, приводит любопытные сведения. Вторая часть исследования посвящена балтийским славянам.

Толстой Н.И. - Очерки славянского язычества

Толстой Н.И. - Очерки славянского язычестваКнига академика Никиты Ильича Толстого (1923–1996) посвящена древнейшим, дохристианским формам славянской традиционной духовной культуры – архаическим обрядам вызывания дождя и защиты от града, культу предков, мифологии времени, пространства, числа, народной демонологии, вербальной магии. Языческая основа народных верований и обрядов раскрывается на богатом языковом, фольклорном, этнографическом материале разных славянских традиций; дается этнографический комментарий к известным литературным и историческим текстам; анализируются труды выдающихся исследователей славянской мифологии.
Книга адресована как специалистам — филологам, этнографам, этнолингвистам и др., так и всем интересующимся историей и языком культуры.

Дубровский Н. - Масляница

Дубровский Н. - Масленица Небольшая брошюра о масленице, составлена Н. Дубровским по работам Снегирева, Забелина, Терещенко и другим источникам.
Издание 1870 года, Москва.

Гаркави А.Я. - Сказания мусульманских писателей о славянах и русских

Гаркави А.Я.  - Сказания мусульманских писателей о славянах и русскихВ книге А.Я. Гаркави содержатся переводы и объяснения арабоязычных источников по истории славян и русских. В этом труде впервые сведено большинство доступных на период написания книги ранних восточных свидетельств о славянах и русах. На сегодняшний день свод источников, переведённых Гаркави, не может претендовать на полноту охвата, а переводы, как отмечают исследователи, во многом устарели. Однако до сих пор определённую ценность представляют комментарии Гаркави к арабским текстам, а сам его труд является уже ценностью исторической.

Срезневский И.И. - Исследования о языческом богослужении древних славян

Срезневский И.И. - Исследования о языческом богослужении древних славянО языческих верованиях древних Славян писали многие: одни заботились о подробностях частных, о сближении и разъяснении данных, важных исключительно для древностей Славян; другие отваживались и на общеисторические выводы, или рассматривая мифологию Славянскую в соотношении с мифологиями других народов, или посредством сравнений объясняя их взаимно.

До некоторой, не очень видной степени, достигали своей цели и те и другие; было впрочем, более неудач, чем успехов. Изыскатель встречает неразрешимых вопросов, несравненно более чем удовлетворительных ответов. Собрано много фактов, но критика успела оценить очень немногие из них. Для объяснения языческого богослужения древних Славян не сделано и того. Внимание обращалось на него только мимоходом, постоянно ограничивалось в круге сведений, давно известных. Нет до сих пор ни одного сочинения, в котором бы этот предмет рассмотрен был, сколько нибудь обстоятельно, нет даже простого сборника фактов.

Это тем более жаль, что недалеко уже время, когда напрасно будем обращаться к преданиям и обычаям народным для изучения древних языческих обычаев и преданий, и когда, следовательно, многое, что требует объяснения в свидетельствах современников в этом отношении, не будучи отмечено в свою пору, останется навсегда необъясненным. Вот что внушило мне смелость издать мои исследования о языческом богослужении Славянском, соединивши в них с современными свидетельствами все, что из остатков языческой обрядности удалось мне заметить в народе. Материалом мною собранным желаю посильно облегчить труд местных наблюдателей, и издаю его не столько как пособие для изучения языческого Славянского богослужения, сколько как сборник для дополнений и поправок: чем более тех и других вызовет моя книга, тем лучше достигнет своей цели.

Седов В.В. - Древнерусская народность: Историко-археологическое исследование

Седов В.В. - Древнерусская народность: Историко-археологическое исследованиеВ фундаментальной монографии "Древнерусская народность", принадлежащем перу ныне покойного академика В.В. Седова рассматривается период Х-ХIII вв., когда славянское население Восточной Европы составляло единую этноязыковую общность - древнерусскую народность. На основе современных историко-археологических данных исследуются процессы становления и развития этого этноса.

Анализируется сложная картина освоения славянами Восточно-Европейской равнины в начале средневековья и интеграционные явления, приведшие к объединению разных племенных образований в единую общность. Выясняется, что исторические земли, на которые членилась территория Древней Руси, были наследием прежней племенной дифференциации славянства. Историческая ситуация, сложившаяся в Восточной Европе во второй половине XIII-XIV в., прервала интеграционные процессы, что привело в итоге к формированию русского, украинского и белорусского народов.

Сборник - История и культура древнерусского города

История и культура древнерусского городаСборник объединяет статьи, содержащие сведения о новейших достижениях археологов, историков, лингвистов, искусствоведов в изучении средневекового города. Рассматриваются проблемы происхождения и формирования Новгородской республики, дается лингвистический и исторический анализ берестяных грамот, исследуются памятники архитектуры, прикладного искусства, эпиграфики и материальной культуры; освещаются также проблемы нумизматики и сфрагистики, древнерусской культуры-и искусства, изучаются торговые связи и социальный строй средневековой-Руси. Сборник отражает комплексный подход к изучению многообразия жизни древнерусского города.
Для историков, археологов, краеведов и читателей, интересующихся древностями нашей страны.

Павинский А.И. - Полабские славяне

Павинский А.И. - Полабские славянеНачало изучению истории полабских славян в российской исторической науке положил А.Ф. Гильфердинг, видный историк, этнограф, лингвист, публицист и обществен-ный деятель. Его «История балтийских славян» имела широкий общественный резонанс. В качестве преемника и продолжателя дела А.Ф. Гильфердинга выступил его ученик А.И. Павинский. Используя те же источники, он пишет работу «Полабские славяне в борьбе с немцами VIII - XII ст.», в которой все содержание истории полабских славян сводит к процессу сопротивления онемечиванию и гибели славян. Указанная книга и предлагается в раздаче.

Особое внимание А.И. Павинский уделил такому фактору, как христианство, видя в нем одну из решающих причин преимущества германцев над славянами: «Они обладали в этом отношении превосходством нравственным, до которого могли подняться славяне только с помощью того же просветительского начала, что и немцы, то есть принятием христианства». Рассматривая процесс германизации полабских славян в неразрывной связи с насаждением христианства, А.П. Павинский вместе с тем отмечал, что неудачи немцев напрямую зависели от «силы языческого духа». Автор подтвердил это сведениями из источников о долгом сохранении язычества в покоренных землях. Уделив наибольшее внимание борьбе славян с немцами, А.И. Павинский практически не коснулся в книге вопросов социальной и экономической жизни полабских славян.

Скачать:
Скачать этот файл (pavinsky_polabskie_slavyane.djvu)Полабские славяне[Djvu]

Вильчинский В.П. - Русское народно-поэтическое творчество против церкви и религии

Вильчинский В.П. - Русское народно-поэтическое творчество против церкви и религииНастоящий сборник представляет первую попытку создания многожанровой антологии русского антирелигиозного и антиклерикального фольклора. В него входят как печатные фольклорные материалы, так и рукописные, выявленные в государственных архивохранилищах.

Васильев Александр - О древнейшей истории северных славян до времен Рюрика

Васильев Александр - О древнейшей истории северных славян до времен РюрикаКнига исследователя посвящена одному из сложнейших вопросов становления Киевской Руси – вопросу о призвании варягов, и их этническом происхождении. Автор анализирует первоисточники по данному вопросу и комментирует труды его предшественников, в частности, Н.М.Карамзина.

Вторую половину книги составляют примечания, как бы дополняющие основной текст. В них автор касается вопроса о «славянстве» гуннов, разбирает ПВЛ Нестора, исландские саги и рассматривает другие частные вопросы, относящиеся к тематике работы.

Аничков Е.В. - Язычество и древняя Русь

Аничков Е.В. - Язычество и древняя РусьРабота этнографа Е.В. Аничкова «Язычество и древняя Русь» весьма актуально для понимания самого феномена язычества, вызывающего всё больший интерес у читателей. Книга содержит трезвый анализ древнерусских источников, повествующих о верованиях, которые средневековые книжники считали языческими: исследуются поучения против язычников, известия Начальной летописи и «Слова о полку Игореве». В книге характеризуется народная культура русского средневековья.
Кинга ориентирована как на специалистов по истории и культуре Древней Руси, так и на широкий круг читателей.

Денисова И.М. - Образ древнеславянского храма в русском народном искусстве

Успенская церковь в с. Кондопога«... тысячелетние традиции, как известно, не исчезают бесследно, и при более внимательном взгляде на русскую культовую архитектуру мы несомненно обнаружим их следы. Исследователи не раз отмечали наличие некоего «растительного начала» во внешнем облике многих русских православных храмов, считая его наследием глубочайших традиций славянского искусства.

При господствующей четырехстолпной организации внутреннего пространства православного храма возводились иногда церкви и с массивным центральным столпом. Тот же архетип проступает в одностолпных трапезных палатах, представляющих единое здание с церковью,— С.А. Полищук проводит параллель между центральным столпом таких палат и представлением о древе жизни.

А на Русском Севере был известен тип церкви в виде насаженных один на другой шалашей, в котором просматривается подражание еловым деревьям — форму подобного храма Л.А. Динцес считал несомненно пришедшей из славянского язычества. Близок к данному типу храма и облик гуцульских церквей.

Завуалированное стремление к шатровообразным очертаниям с помощью большого количества маленьких главок или уступчато сужающихся к барабану рядов закомар можно нередко наблюдать в русской культовой архитектуре (например, Преображенский собор в Кижах, первоначальный облик Троицкого собора XII в. в Пскове, Успенский собор Княгинина монастыря во Владимире и др.).»

К.Г. Вагнер, Д.С. Лихачев, П.А. Раппопорт (редколлегия) - Средневековая Русь

Средневековая РусьВниманию читателей представляется сборник статей, посвященных памяти выдающегося историка архитектуры и археолога Н.Н. Воронина, автора монументального исследования "Зодчество Северо-Восточной Руси". В сборнике представлены работы, посвященные различным аспектам древнерусской истории и культуры.

Скачать:
Скачать этот файл (srednevekova_rus_sbornik.djvu)Средневековая Русь[DjVu]

Юдин А.В. - Русская народная духовная культура

Юдин А.В. - Русская народная духовная культураВ книге рассказывается о традиционной русской культуре, ее основных пластах, специфических явлениях и периодах развития с X по XVII в.: о восточно - славянской мифологии, связанной с календарно - трудовым циклом, о религиозных верованиях - православии и периферийных явлениях, о формировании двоеверия и апокрифической традиции, старообрядческой в том числе.

Автор останавливается на 'смеховой' культуре, фольклоре и народной книжности, на бытовых обычаях и традициях. Пособие дает хорошее представление о состоянии современной славистики, т.к. автор воспроизводит все многообразие точек зрения по рассматриваемой проблематике. Для студентов, аспирантов, преподавателей университетов, широкого круга читателей.

© 1997 - Союз Славянских Общин Славянской Родной Веры.
При использовании материала ссылка на сайт обязательна.

Яндекс.Метрика