Яндекс.Метрика

Коляда22.12 рождается Солнце-младенец Хорс (Хорс означает круглый, от «хоро» - круг, отсюда русское хорошо - «солнечно», хоровод). 24.12, когда день «на воробьиный скок» прибыл и начинает разгораться зимнее Солнце, славяне отмечают Коляду. Колядой называют праздник рождения Хорса, дабы не упоминать имя божества всуе. Так называемое замещающее имя. Однако, Хорс это такое же замещающее имя, только более древнее. Он же Божич. Коляда тоже означает круглый (в древности произносилось как «КолёНда», с носовым Н), возможно, от «коло» - круг, отсюда «кола» - повозка, колесо, колач (калач), колобок. Перед празднеством кудесник воет волком (вещий вой), прогоняя злых духов (перед рождением Хорса была самая долгая ночь в году, торжество Чернобога), так как именно волки вывозят маленького Божича на небо после длинной ночи. По окончании зачина всем подносится братина с мёдом.

Из леса появляется ряженый, одетый «Овсенем», верхом на «свинье». Собравшиеся приветствуют Овсеня:

– Овсень, куда едешь?
– Мосты мостить!
– Кому ездить?
– Коляде государю!
– На чём ему ездить?
– На солнечной свинке!
– Чем погонять?
- Поросёнком!

ЛичинаОвсень (Усень) – старший брат-близнец Коляды, прокладывающий небесную дорогу. «Солнечная свинка» - то же самое, что и боров с золотой щетиной светоносного германского бога Фрейра. Это отголоски древнейших общеиндоевропейских представлений о солнце и плодородии: su (санскр.) – рождать, sыr (санскр.) – блистать, sыrya (санскр.) – Солнце, schwein (нем.) – свинья. Блюда из свинины занимают почётное место на святочных пиршествах. Ряженье на Коляду связано с защитой людей, прославляющих рождение нового Солнца от гнева тёмных сил. Колядовщики, или окрутники, надев личину, остаются «не узнанными» нечистой силой. Кроме того, удары в кудесы (бубен), звон колокольчиков на одежде скоморохов, громкие песни и смех, должны служить дополнительной защитой от нечисти.

Проводив Овсеня, люди зовут:

– Приходи, Коляда!

Появляются колядовщики и поют песню:

Мы  ходили, мы искали Коляду святого
На земле, на небеси, по Словени, по Руси,
По полям да по лесам, по долам да по горам,
А нашли его в светлом Ирии! Гой, Колядо!

Колядовщики Впереди идет козовод, ведёт «козу» (ряженого, одетого козой). Коза с древнейших времён считается кормилицей человека, обычай гладить козу по шерсти на святках означает сытную жизнь в будущем году.

Колядовщики:

Пришла Коляда из Новгорода
На вороном конёчке, в малёванном возочке.

«Вороной конёчек» - долгая зимняя ночь, «малёванный возочек» - солнечные лучи, возможно, северное сияние, которое иногда наблюдается и в средней полосе.

Козовод:

Ну-ка, девчонки, ну-ка, мальчонки!
Вставайте в ряду, я козу веду!

Впереди идёт сеятель, осыпающий зерном снег и народ (такое обрядовое засевание должно было заранее обеспечить урожай в будущем году):

Сею, сею, посеваю, с Колядою поздравляю
Счастья, радости желаю.
Сею, сею, повеваю, ячмень, жито посыпаю,
Чтобы в поле уродилось, чтобы в хлеву удвоилось,
Чтобы дети подрастали, чтобы девок замуж брали.
Сею, сею, посеваю, счастья, радости желаю.
Кто нам даст пирога, тому полный хлев скота,
Овец с овсом, жеребца с хвостом.
Блин да лепёшка в заднее окошко!
Кто не даст пирога, тому куричья нога,
Пест да лопата, корова горбата.

Когда «коза» проходит меж рядами, её гладят по шерсти «на счастье» (древнеславянское «съчастье» - соучастие в разделе добычи). За «козой» идёт её свита (кот, лисица, журавль, свинья). Девица-лисица пляшет и поёт:

Ой, пляшу, пляшу для дорогого –
Может, даст ползолотого.
Ой, мало, мало, на том не стало!
Ой, скачу, скачу, серебра хочу!
Раз имеешь сына, дай головку сыра!
Раз имеешь дочку, дай мне мёда бочку!
Если не богатый, выгони из хаты –
Хоть поленом, хоть метлою, хоть кривою кочергою.

“Звери” подпевают:

Наша коза, стара дереза,
С Киева шла, всю Русь обошла.

Коза:

Коза-дереза, большие глаза,
Коза, коза луплена, за две куны куплена.
Стопчу тебя ногами, сколю тебя рогами!
Ножками затопчу, хвостиком замету,
Тут тебе смерть! Тут тебе смерть!

Хор:

Не ходи, коза, во темны  леса.
Там, за рекою, за быстрою, леса стоят дремучие.
Во тех лесах огни горят, огни горят горючие.
На тех огнях котлы кипят, котлы кипят кипучие.
У тех котлов волхвы стоят, волхвы стоят, колядуют.
Хотят тебя, козочка, зарезати.
Стукнут козу под правое ухо, упадёт коза на брюхо.

Кудесник бьёт козу в ухо, и та падает.

Хор:

Вот коза упала, хвост свой задрала.
Нужно козе три куска сала!

Кот:

Мяу, мяу, сала! Чтоб коза встала.

Люди бросают в мешок гостинцы: колбасу, сало, пряники, печенье.

Козовод:

Одари, государь, колядовщиков!
Наша коляда ни рупь, ни полтина.
Наша коляда всего пол-алтына!
Коляда пришла, вам здоровья принесла.
Ой, Коляда, Коляда!
Мы пришли прославлять, да хозяев величать.
Да хозяину сотню лет прожить,
А хозяюшке многоздравьице,
Вашим детушкам: сыновьям, дочерям
Девяносто быков, полтораста коров,
Надели вас бог житьем и бытьём,
И житьем, и бытьём, и богачеством!

Хор:

Встань, коза, встряхнись!
Встань, развеселись!

Коза встаёт, пляшет и поёт:

Твои волы, мои волы, гей-гей!
А впереди медведи, гей-гей!
А вдогон им две вороны, гей-гей!
В колеснице две синицы, гей-гей!

Козовод:

Слушай, коза, где трубы ревут.
Где трубы ревут, там блины пекут.
Где блины пекут, там и нам дадут!
Коза идет к угощенью, задирает морду и нюхает.

Хор:

Хозяин идёт, пожиток несёт!
Первый пожиток – мерочка жита, мерочкой жита коза будет сыта.
Другой пожиток – мерочка гречки, мерочка гречки нам на варенички.
Третий пожиток – решето овса, решето овса, сверху колбаса.
Будьте здоровы! Весёлых свят! С праздником, хозяева!
Хозяева одаривают колядовщиков.

Кот:

Мяу, мяу, мало! Нужно ещё сала, чтоб коза брыкала!
Дай сала кусок, чтоб твой боров был высок!

Козовод:

Дайте, дядя, сала, а то кот сдохнет.

Хозяин:

Нету сала, мышь украла!

Колядки     Кот пристаёт до тех пор, пока не выпросит кусочек. Собрав полный мешок гостинцев, колядовщики идут пировать. На пиру едят обрядовое печенье в виде коров (коровай, рогалики). Вместо жертвенного ягнёнка («то бо покрпишемо коляди ягнчем», В.К. II 7а), едят печенье в виде бараньей головы (баранки, крендели). Непременно нужно попробовать узвар и кутью (кутья, безусловно, «прапрабабушка» современных пирожных; наши далёкие предки долгое время отваривали зерно целиком, прежде чем догадались размалывать его в муку). Праздник заканчивается игрищами. Обрядовая игра – жмурки («слепой козёл»). Кроме того, на святках принято загадывать загадки вроде «красный петушок по жёрдочке бежит» и девушкам петь подблюдные песни во время домашних гаданий. Обязательно нужно вкатить горящее колесо в гору со словами: «В гору катись, с весной воротись!» Колесо означает разгорающееся Солнце, поднимающееся всё выше над небосклоном.

Ведаю

Рода Единого ведаю я,
Что сотворил Мироздание.
Ирий небесный и дом наш земной,
Волю нам дал и познание.
В ликах Всебожья себя воплотив,
В Сварге Святой пребывая,
Души людские в тела поместив,
В круге земном замыкая,
Воля Богов, возрождения творя,
Правит незримо повсюду.
Жизнь бесконечную ведаю я.
Был я, и есть я, и буду.

Вверх