Яндекс.Метрика

К 07.08 на большей части Славии заканчивается жатва, отсюда и название праздника – Спожинки (дожинки, обжимки). Последний сноп («пожинальник») жнут молча, чтобы не беспокоить дух поля, который переселяется в него. По старинному обычаю на сжатом поле оставляют небольшую часть не срезанных колосьев, связывая их тесьмой, – завивают «перепелицу» («бороду Велесу»). Вокруг «бороды» тщательно выпалывают траву, а внутрь кладут требу: хлеб с солью. По окончании жатвы женщины катаются по ниве, приговаривая:

Нива, нива, отдай мою силу,

Я тебя жала, силу теряла,

Нива, нива, отдай мою силу,

На пест, на колотило,

На молотило, да криво веретено.

Пожинальник посвящается Мокоши, его одевают в праздничный женский наряд и ставят на стол, где он и стоит во время пира. На зачине жрецы славят Велеса, поднимая над головой горшок с просом:

Щедры Велесе,

Зри на ны с небеси.

Житом одари,

Поле возроди,

Благо дари веси.

“ То Влес ущаше праотце наше

Земе раяте, а злаки сеяте,

А жняте вена венища

О полех страднех,

А ставете снопа до огнища,

А цтеть го яко отце божска”.

(Это Велес учил праотцов наших землю пахать, и злаки сеять, и жать венки на полях страдных, и ставить снопы в жилище, и чтить Его как Отца божьего.)
(ВК III. 8.2)

В этот день освещают яблоки и зерно. Приносится в жертву баран. После зачина весёлый пир (запрещено употреблять в пищу говядину).
Страва: каша, мёд, яблоки, хлеб, пиво, пироги. С этого дня начинаются осенние хороводы и игрища.

Ведаю

Рода Единого ведаю я,
Что сотворил Мироздание.
Ирий небесный и дом наш земной,
Волю нам дал и познание.
В ликах Всебожья себя воплотив,
В Сварге Святой пребывая,
Души людские в тела поместив,
В круге земном замыкая,
Воля Богов, возрождения творя,
Правит незримо повсюду.
Жизнь бесконечную ведаю я.
Был я, и есть я, и буду.

Вверх