Яндекс.Метрика

Праздник летнего Солнцеворота известен по всей Европе: от Норвегии до Греции и от Ирландии до России. Разные народы называют его по-разному: англичане – Мидсаммер, литовцы и латыши – Лиго, восточные славяне (русские, украинцы и белорусы) – Купала. В христианское время появилось и стало широко распространённым название «Иванов День»... Имена различны, но суть праздника повсюду остаётся одной и той же. Солнцестояние – время наивысшей мощи дневного Светила, дающего жизнь всем детям Земли.

 «Midsummer night

Bewitched by the light
At solstice fires
The wheel burns bright
Join the dance
Celebrate the peak of life»

(Hagalaz Runedance, "Solstice past")

Сторонники викки (современной языческой религии, основанной на древних традициях Европы) называют день Солнцеворота «Лита». В их глазах «этот праздник символизирует торжество вечного света над тьмой и знаменует пик силы Солнечного Бога, а вместе с ним – и всей природы» . Как видите, суть – всё та же...

Знаменитый русский этнограф А.Н. Афанасьев выделял три основные составляющие обрядности европейского праздника Солнцестояния: «Наравне с прочими родственными племенами славяне при летнем повороте солнца возжигают костры, совершают омовение в реках и источниках и собирают целебные травы» . Об этих обрядах и пойдёт у нас с вами разговор.

Огонь.
«Даждьбога восславим мы, Бога света
Сыны отцов своих, внуки дедов
Свет его сожигает беды
Покоит злобу и гонит нежить
Да будет светло на белом Свете!»
(славление Даждьбогу-Солнцу)

Один из важнейших принципов языческого миропонимания – «то, что вверху – то и внизу». Солнце – это частное проявление космической стихии Огня, а земной Огонь – подобие Солнца. Поэтому в праздник Солнцестояния в честь Светила зажигают священные костры, по народным поверьям, обладающие теми же свойствами, что и солнечный свет: они способствуют плодородию, исцеляют от болезней и отгоняют злых духов.

Английский этнограф Дж. Дж. Фрэзер в своей книге «Золотая ветвь» пишет об огнях Солнцеворота: «В Вогезах до сих пор принято раскладывать костры на вершинах холмов. Считается, что эти огни помогают сохранить плоды и обеспечивают хороший урожай»; «(...) в других местах старики закапывали в полях три обугленные палки из костра, веря, что это поможет хорошо подняться льну» .

На Руси матери сжигали в священном пламени одежду больных детей, чтобы вылечить их. Обряды, связанные с верой в целительную и защитную силу огня Солнцестояния существовали и в других местах: «(в Верхней Баварии) Скот прогоняли сквозь огонь, чтобы на весь год излечить больных животных и предохранить здоровых от мора и всяких других напастей (...) перепрыгнувшие через костёр люди были уверены, что во время жатвы они не будут страдать от боли в пояснице (...) В нижней Австрии (...) кто трижды перепрыгнет через костёр, тот мог быть уверен, что на весь год застраховал себя от лихорадки» .

Праздник Солнцеворота, по поверьям, - время, когда стирается граница между миром людей и миром духов. Духи же, как известно, могут быть враждебными человеку, – и священное пламя служит средством защиты от них: «В некоторых частях Норрланда, в канун дня святого Иоанна на перепутьях загораются костры, которые складывают из девяти различных пород деревьев. Эта мера направлена против чар троллей и других злых духов, которые, как полагают, выходят этой ночью из своих логовищ» .

На Руси ритуальный костёр зажигали особым образом: «(...) для возжжения купальского костра употребляется живой огонь; почётные старики добывают его трением из дерева, и пока продолжается эта работа – собравшийся вокруг народ стоит в благоговейном молчании, но как только огонь вспыхнет – тотчас же вся толпа оживляется и запевает радостные песни» . Этот огонь (называемый также «божьим» и «святым») считался обладающим особой Силой...

Вода.
«Вода-водица, морская царица
Мыла, полоскала пеньё, кореньё
Луга зелены, травы шелковы
Так же смой сполощи с (...) младенечка
Уроки, прикосы, переполохи»
(заговор на воду)

В праздник Солнцеворота чтят не только Огонь и Солнце, традиционно ассоциирующиеся с мужским началом. Многие ритуалы связаны с Водой – женской стихией, дающей жизнь и плодородие, очищающей от всяческой грязи и скверны (причём отнюдь не только на явном, «физическом» уровне бытия). Особенно ярко культ Воды во время празднования Солнцестояния выражен в славянской обрядности: во многих местах на Купалу обязательно совершали омовение; известен также обычай обливать в этот день водой всех встречных (в Белоруссии он называется «гуляць у ваду»). В славянском календаре Солнцевороту предшествует русальная неделя: время почитания духов воды – русалок. Им приносят требы (хлеб, соль, лук, полотно), для них в старину «заламывали» берёзы, соединяя кольцом их ветви: люди верили, что русалки любят сидеть на таких кольцах... Обряды, связанные с водой, совершались также и в Европе: «В Швеции (...) предполагается, что в такое время обладают чудесной целительной силой священные источники, и многие больные люди приходят к ним для излечения своих недугов» .

Травы.
«Небо-батя, Земля-мати
Помогите траву рвати
Матушка Вода, дай добра
Матушка Трава, дай добра»
(заговор на сбор трав)

Важное место в обрядности Солнцестояния занимает сбор трав для лечения и волшебства. По славянским поверьям, в купальскую ночь деревья разговаривают и даже переходят с места на место, а папоротник расцветает – тому, кто добудет этот цветок, откроются клады... В славянских землях для защиты от нечисти на дверях и окнах домов вешали крапиву, папоротник, полынь и ветки осины; собранные в ночь Солнцеворота травы бросали в печь, чтобы защитить постройки от удара молнии.

Подобные обычаи существовали и в европейских странах: «В Дании перед заходом солнца на Мидсаммер была традиция украшать (...) поля льна, раскладывая сверху зелёные ветки (в основном, тополь) (...) тополь также, как предполагалось, отваживал тех ведьм, которые причиняли вред урожаю (...) Норвежцы, шведы и шведские финны развешивали листья и цветы всех видов (особенно рябину) всюду для защиты в эту ночь».

Травы, собранные в праздник Солнцеворота, используются и для гадания. На Руси предсказывают судьбу по купальским венкам, пущенным по воде; в Швеции девушки собирают букет из семи разных цветов и кладут его на ночь под подушку, чтобы приснился суженый...

Мирослав

ЛИТЕРАТУРА:

1. Лита.
2. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу (в трёх томах).
3. Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь.
4. 21 июня – Мидсаммер – Скандинавская традиция.

Вверх