Яндекс.Метрика

Одним из многочисленных спорных вопросов современной исторической науки является проблема локализации прародины индоевропейцев (иначе называемых ариями): народов, принадлежащих к индоевропейской языковой семье (то есть, говорящих на славянских, балтских, кельтских, германских, романских и некоторых других языках). Известно, что ещё в древности арии расселились на огромной территории: от крайнего запада Европы до Индостана. Более того - индоевропейские захоронения были обнаружены даже в северном Китае. Однако точное местонахождение арийской прародины, той сравнительно небольшой области, из которой происходило расселение, до сих пор не выяснено.

Существует множество версий локализации прародины индоевропейцев. На современном этапе наибольшей популярностью в научном сообществе пользуются четыре основные гипотезы, размещающие её, соответственно, в Передней Азии, в Балкано-Карпатском регионе, в евразийских степях и в «циркумпонтийской зоне» (Причерноморье). В защиту (или наоборот - против) каждой из этих точек зрения можно привести различные доводы; но мы хотели бы обратить внимание читателей на совершенно другую концепцию. А именно – на гипотезу о северной (арктической) прародине ариев, выдвинутую в конце XIX столетия американским историком В. Уорреном и индийским учёным и общественным деятелем Балом Гангадхаром Тилаком и в дальнейшем получившую своё развитие в трудах Рене Генона, Юлиуса Эволы, Германа Вирта, В.Н. Дёмина, Н.Р. Гусевой и других исследователей. Согласно этой концепции, прародина индоевропейцев – Крайний Север (где климат в древности был совершенно другим), многочисленные подтверждения чему мы находим в самых различных источниках. Приведём имеющиеся у нас аргументы.

Ригведа и другие древние индийские тексты

В Ригведе (сборнике гимнов, посвящённых Богам) содержится описание полярной ночи. Процитируем Б.Г. Тилака: «Ведические барды часто молили богов избавить их от мрака, как, например, в Ригведе (II, 27, 14; VII, 67, 2 и др.)... И не только люди, но и боги жили тоже в условиях долгого мрака — так говорится о боге Агни (X, 124, I; II, 2, 2) В Ригведе и в Атхарваведе мы видим гимн, в котором молящиеся просят "Да достигнем мы благополучно другого края ночи" и "того края, который даже не виден"... Почему так? Потому ли, что это была ночь зимних суток или долгая арктическая ночь? К счастью, — "Тайттирийя Самхита" сохранила для нас самый древний традиционный ответ, и мы можем не зависеть от рассуждений современных комментаторов. Там сказано: "О Читравасу, дай мне достичь твоего окончания", и дальше: "Читравасу — это ночь древних времен, когда жрецы-брахманы боялись, что за ночью не наступит заря" (I, 5, 5,4; I, 5, 7,7).
Ведь ночи зимнего сезона в тропической или среднеклиматической зоне длятся в наши дни столько же времени, сколько они длились здесь и тысячи лет назад, и никто из нас, даже самые не знающие (Веды) люди не испытывают волнения в ожидании зари, которая завершит ночь... Значит, это были не просто зимние ночи, которых боялись ведические барды в древности. Это было нечто другое, нечто длящееся долго, когда хотя и понимали, что это не на век, всё же эта продлённость тьмы утомляла и заставляла с тоской ждать рассвета...»[1]

Другой признак приполярных областей – долгие зори. Индийская Традиция свидетельствует, что и они были известны ариям: «Жрец, именуемый хотри, должен был прочитать тысячу стихов до того, как начнётся жертвоприношение, именуемое "гавам аяна"... Стихи столь длинны, что жрецу предписывается подкреплять свои силы вкушением масла... так как закончить это чтение он должен был до появления солнца... Указывается, что нельзя начинать чтение до первого проблеска света на горизонте... А это значит, что между этим проблеском и появлением солнца должно было пройти в те дни достаточно много времени, чтобы успеть прочитать долгий хвалебный гимн. В "Тайттирийя Самхите" (II, I, 10, 3) указывается, что если чтение гимна, начатое в положенное время, заканчивается раньше восхода солнца, то следует принести в жертву животное... Из этого следует, что миг появления солнца над горизонтом мог иногда не совпасть с разочтённым временем ...»[2]

Известно, что на полюсе год состоит только из одного долгого дня и долгой ночи (по шесть месяцев). В своей работе «Арктическая прародина в Ведах» Б.Г. Тилак пишет: «Утверждение, что день и ночь богов длятся по шесть месяцев, крайне широко распространено в древнеиндийской литературе... Гора Меру признаётся нашими астрономами земным Северным полюсом... «На Меру боги видят солнце после его одноразового восхождения на протяжении его пути, равного половине его обращения вокруг земли»... Это подтверждается и таким авторитетным источником, как «Законы Ману»: «У богов и день и ночь — (человеческий) год, опять разделённый надвое: день — период движения солнца к северу, ночь — период движения к югу»... В «Тайтирийя Брахмане» (III, 9, 22.1) мы тоже встречаем чёткое определение: «Год — это всего лишь день богов»[3].

Индийское название древней Прародины – Швета-Двипа, Белый Остров. Вот сведения о нём из словаря Брокгауза и Ефрона: «Швета-двипа (санскрит. Cveta-dvipa = белый остров) — в индийской мифологической космографии серебряный или белый баснословный остров-материк, пребывание бога Вишну. (...) Ш., по описанию Махабхараты, лежит на крайнем севере за молочным океаном»[4]. В качестве дополнения приведём цитату из Рамаяны: «Здесь находится великий Белый Остров (Шветадвипа) вблизи Млечного (Ледовитого) океана (Кширода), где обитают великие, могучие люди, прекрасные, как лунный свет. Они стройны и плечисты, наделены великой как физической, так и духовной силой, и голос их подобен грому»[5].

Авеста – священная книга зороастрийцев

Память об арктической прародине сохранилась и в Авесте – священной книге иранцев- зороастрийцев. Согласно этому источнику, жители Арьяна Вэджа («арийского простора») покинули свою страну после сильного похолодания, сделавшего её непригодной для жизни. Зороастрийская мифология описывают это следующим образом: « (...) Бог сотворил в середине Хванираты великую Арьяна Вэджа с рекой Вахви Датией – просторную землю с тучными нивами, бескрайними пастбищами во усладу скоту, тёплой погодой, обильными дождями и питьевой водой. Едва Ангро Майнью увидел эту цветущую страну, он набросился на неё, как мерзостный волк бросается на праведника – быка, создал в Вахви Датии змея рыжеватого, от которого в неисчислимом множестве расплодились змеи, и создал зиму. И стало в Арьяна Вэджа десять зимних месяцев и только два летних, и в эти зимние месяцы воды холодны, земли холодны, растения холодны там, в середине зимы, там, в сердцевине зимы; там зима, когда идёт к концу, там большое половодье»[6].

Есть в «Авесте» (Вендидад, фаргард II) и описание полярного дня и полярной ночи: «Ахура Мазда говорит: «(...) Там звёзды, месяц, солнце можно лишь один раз в год видеть восходящими и заходящими, и год кажется только одним днём»»[7]

Сведения античных авторов

Древним грекам и римлянам также было известно о существовании легендарной страны на Крайнем Севере. Так, Плиний Старший в своей «Естественной истории» пишет: «За этими [Рипейскими] горами, по ту сторону Аквилона [северного ветра] счастливый народ (если можно этому верить), который называется гиперборейцами, достигает весьма преклонных лет и прославлен чудесными легендами. Верят, что там находятся петли мира и крайние пределы обращения светил. Солнце светит там в течение полугода, и это только один день, когда солнце не скрывается (как о том думали бы несведущие) от весеннего равноденствия до осеннего, светила там восходят только однажды в год при летнем солнцестоянии, а заходят только при зимнем. Страна эта находится вся на солнце, с благодатным климатом и лишена всякого вредного ветра. Домами для этих жителей являются рощи, леса; культ Богов справляется отдельными людьми и всем обществом; там неизвестны раздоры и всякие болезни. Смерть приходит там только от пресыщения жизнью. После вкушения пищи и лёгких наслаждений старости с какой-нибудь скалы они бросаются в море. Это – самый счастливый род погребения... Нельзя сомневаться в существовании этого народа»[8].

Интересные сведения сообщает Страбон в «Географии». Он говорит об окраинной территории, называемой Туле. Эта земля расположена к северу от Британии, в шести днях плавания; море там студнеобразное, напоминающее тело одной из разновидностей медуз – «морского лёгкого». По мнению В.Н. Дёмина, «данный образ потребовался для передачи впечатления от шуги – кашицы из рыхлого льда перед замерзанием, который помешал эллинскому мореплавателю Пифею (именно на него ссылается Страбон) проникнуть дальше на Север»[9].

Знаменитый «отец истории» Геродот размещает гиперборейцев на Крайнем Севере, на берегах «последнего моря», а Диодор Сицилийский утверждает, что эллины были близки им по обычаям и языку. К слову сказать, в античной цивилизации Гиперборея (иначе – Левке, Белый Остров) считалась родиной Бога Солнца – Аполлона.

Фольклорные источники

Упоминания об арктической прародине содержатся и в фольклоре. В русских сказках говорится о стеклянной (хрустальной) горе – некоторые исследователи отождествляют её с полярной горой Меру древних индийских текстов. По мнению В.Н. Дёмина, Подсолнечное Царство русского фольклора – синоним Гипербореи: «Быть может, рефрен русских сказок о Подсолнечном царстве, что расположено за тридевять земель, - смутные воспоминания о стародавних временах, когда наши предки соприкасались с гиперборейцами и сами были гиперборейцами. (...) Подсолнечное царство также поминается в прозаических северных сказках. Одну такую записал в 1906 году на Выгозере от сказочника Мануйлы Петрова Михаил Михайлович Пришвин (1873-1954). В свою очередь, Мануйло услышал про Подсолнечное царство у богомольцев. Как они сказывали, в царство то, где солнышко летом не заходит, не пешком идти, а лететь требуется (как и в былине). Самое заветное в Подсолнечном царстве - яйца, дающие людям вечную молодость и бессмертие. Сказочник называл их "молодецкия яйця" (это то, что в других сказках именуется "молодильными яблоками"). Чудодейственные плоды, как и их эллинские прототипы - яблоки гесперид - восходят к общему гиперборейскому источнику: именно в Гиперборее люди не ведали болезней и старости»[10].

Возможно, «полночная страна» словацкого фольклора – ещё одно из многочисленных имён Прародины: «В известной словацкой сказке о солнечном коне также подробно описывается полночная страна, где люди приспосабливались к ночной жизни среди гор и боролись со тьмой с помощью волшебного коня с Солнцем во лбу. Как бы ни трансформировался сказочный сюжет за свою долгую жизнь - он неоспоримо свидетельствует об одном: прапредки славян знали о такой стране за полярным кругом, где царит долгая ночь и бушует нескончаемая буря»[11]. Саамская легенда, согласно которой древний народ, ранее обитавший на Севере, погрузился на дно океана и продолжает там жить, также, предположительно, является свидетельством существования гиперборейцев и Гипербореи...

Старинные карты

В XVI веке картографы Оринт Финей, Ян Бушмехерс и Герард Меркатор независимо друг от друга составили карты, на которых Северный полюс окружён материком, разделённым реками на четыре части; на всех этих картах в центре материка находится гора, окружённая внутренним морем озером. По-видимому, картографы пользовались какими-то древними источниками, не дошедшими до нас. В настоящее время известно три карты Меркатора, существенно отличающихся друг от друга, датированные 1569, 1595 и 1620 годами.

Ю.Г. Янкин в своей статье «Научные данные о Северной прародине славян» пишет: «При внимательном рассмотрении карты Меркатора 1595 года проявляется невероятная её древность: на самом Северном полюсе находится островной материк, который первооткрывателем его Я. Я. Гаккелем (30-е годы XX в.) был назван Арктидой. При рассматривании Северных земель (а именно так названа карта Меркатором в правом нижнем медальоне) нигде не обнаруживается льдов. Ориентирование карты несколько отличается от современного: у неё север в левом верхнем углу, а юг — в правом нижнем. Остров Гренландия мал, и его можно узнать только по надписи и по положению на карте; узнаются Скандинавия и Кольский полуостров, но Балтики ещё нет, а вместо неё на месте Ботнического залива — два длинных озера, Белое море очень мало по площади; Новая Земля — полуостров; вместо мелководного Восточно-Сибирского моря — огромный мыс, вплотную подходящий к Арктиде; Берингов пролив (вверху карты) необычайно широк; территория Северной Америки представляет собой материк с одним морским заливом на северо-западе; узнаётся среднее течение реки Юкон. В устье реки Оби надпись «Zоlоtаiа Ваbа» — «Злата Баба» — Золотая Матерь, т.е. Мать-Земля, а территория вокруг называется «Бьярмия» — Пермия. Необычайно интересен район острова Грумант (Шпицберген): вместо современного архипелага островов — два крупных острова и слева странный остров, очерченный одним углом...; одновременно противолежащий ему четвёртый остров Арктиды обозначен на нашем рисунке только с северной стороны. Автору удалось в Российской государственной библиотеке найти другую карту Меркатора, датированную 1569 годом, которая отличается от рассмотренной ранее: на ней ни Груманта, ни двух других островов нет, а вместо них материк Арктида (точнее, его четвёртый, южный наибольший остров, полностью и чётко очерченный), который включает в себя ещё и Новую Землю, оставляя узкий пролив с материком около надписи латинскими буквами «Каменный пояс». Наконец, удалось найти и третью карту Меркатора от 1620 года: на ней просматривается выросшая до огромных размеров Гренландия с огромными «крыльями», имеющими со стороны Северного полюса размытые границы — остатки тонущей Арктиды.
Это основное отличие трёх карт в интересующем нас районе, и оно не случайно: можно думать, что источники информации для их составителя были различными во времени, а это может означать, что последняя карта составлена значительно позднее второй, и на ней отображён момент погружения Арктиды, т.е. один из эпизодов начавшегося на Севере катаклизма, который (как показывают расшифрованные автором топонимы) длился многие сотни и даже тысячи лет. Таким образом карты отражают состояние Северных земель примерно на 12—10 тысячелетия до н.э., и основа для них составлена, по-видимому, самими индоевропейцами...»[12]

Новейшие научные данные

Советский океанограф Я.Я. Гаккель высказал гипотезу о существовании островного материка Арктиды. Позже были открыты подводные хребты: Ломоносова, Менделеева и Гаккеля. Ю.Г. Янкин пишет: «Анализ проб осадков с хребта Менделеева показал их возраст около 9300 лет, вершины хребта Ломоносова были островами около 12000 лет назад. В настоящее время глубины обширного арктического шельфа составляют 100 - 200 и даже 40—60 метров. К тому же точно известно, что после таяния ледников, начавшегося около 12000 лет назад, уровень мирового океана поднялся более чем на 150 метров»[13].

Есть и подтверждения существования в древности тёплого климата в Арктике: «новейшие комплексные исследования, проведённые недавно на севере Шотландии по международной программе (...) показали, что ещё 4 тысячи лет назад климат на данной широте был сравним со средиземноморским, и здесь водилось большое количество теплолюбивых животных. Впрочем, ещё ранее российскими океанографами и палеонтологами было установлено, что в 30-15 тысячелетии до н.э. климат Арктики был достаточно мягким, а Северный Ледовитый океан был тёплым, несмотря на присутствие ледников на континенте. Академик Алексей Федорович Трешников пришел к выводу, что мощные горные образования - хребты Ломоносова и Менделеева – сравнительно недавно (10-20 тысяч лет тому назад) возвышались над поверхностью Ледовитого океана, который сам тогда – в силу мягкого климата – не был полностью скован льдом. Примерно к таким же выводам и хронологическим рамкам пришли американские и канадские ученые. По их мнению, во время Висконсинского оледенения в центре Северного Ледовитого океана существовала зона умеренного климата, благоприятная для такой флоры и фауны, которые не могли существовать на приполярных и заполярных территориях Северной Америки»[14].

Разумеется, нами приведены далеко не все имеющиеся в настоящее время аргументы в пользу истинности гипотезы об арктической прародине ариев – в рамках данной работы это не представляется возможным. Заинтересовавшимся рекомендуем обратиться к многочисленной научной и научно-популярной литературе, посвящённой проблеме Гипербореи – работам В. Уоррена, Б.Г. Тилака, В.Н. Дёмина и других авторов.

Е.А. Власкин

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Брокгауз, Ефрон. Энциклопедический словарь.
2. Дёмин В.Н. Гиперборея.
3. Дёмин В.Н. Загадки русского севера.
4. Дёмин В.Н. Тайны русского народа. М., 2000.
5. Золин П.М. Арьяна Вэджа.
6. Тилак Б. Г. Арктическая прародина в Ведах.
7. Янкин Ю.Г. Научные данные о Северной прародине славян.

[1] Цит. по: Тилак Б. Г. Арктическая прародина в Ведах.
[2] Цит. по: Тилак Б. Г. Арктическая прародина в Ведах.
[3] Цит. по: Тилак Б. Г. Арктическая прародина в Ведах.
[4] Цит. по: Брокгауз, Ефрон. Энциклопедический словарь.
[5] Цит. по: Дёмин В.Н. Загадки русского севера.
[6] Цит. по: Золин П.М. Арьяна Вэджа.
[7] Цит. по: Тилак Б. Г. Арктическая прародина в Ведах.
[8] Цит. по: Дёмин В.Н. Тайны русского народа. М., 2000.
[9] Цит. по: Дёмин В.Н. Тайны русского народа. М., 2000.
[10] Цит. по: Дёмин В.Н. Загадки русского севера.
[11] Цит. по: Дёмин В.Н. Гиперборея.
[12] Цит. по: Янкин Ю.Г. Научные данные о Северной прародине славян.
[13] Цит. по: Янкин Ю.Г. Научные данные о Северной прародине славян.
[14] Цит. по: Дёмин В.Н. Загадки русского севера.

Вверх