Яндекс.Метрика

Сказка о Василисе Прекрасной относится к числу наиболее известных народных сказок. Как и многие другие фольклорные произведения, она содержит в себе ряд весьма архаичных элементов, имеющих прямое отношение к языческим верованиям наших Предков. Об этом наследии Пращуров и пойдёт у нас с вами разговор…

Вспомним сюжет сказки. Василиса Прекрасная была единственной дочерью купца. Её мать умерла, оставив Василисе в наследство волшебную куклу: «Я умираю и, вместе, с родительским благословением, оставляю тебе вот эту куклу; береги её всегда при себе и никому не показывай; а, когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у неё совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью». [1] Так, уже в самом начале повествования, мы сталкиваемся с волшебством. Куклы-обереги – важная часть русской традиционной культуры. В народном Обычае известно множество их разновидностей, изготовляющихся с различными целями. К примеру, кукла Зернушка (Крупеничка, Горошинка) должна обеспечивать достаток и урожай, Десятиручка – помогать в хозяйстве и поддержании семейного лада, Пеленашка и Бессонница – защищать младенцев… Оберег, доставшийся Василисе Прекрасной, одушевлён: героиня сказки разговаривает с ним и даже приносит ему жертвы (кормит). По сути своей, эта кукла является духом-хранителем, берегиней, живущей в предмете… После смерти матери Василисы, её отец женился во второй раз. Злая мачеха с двумя дочерьми пытались извести девушку, завидуя её красоте. Пользуясь отъездом отца, они мучили её различными работами, то и дело под каким-нибудь предлогом отправляли в лес, где жила людоедка Баба-Яга. Но кукла-оберег постоянно выручала Василису, помогая ей справиться с заданиями и избежать опасности. Наконец, мачеха с дочерьми, предварительно потушив весь огонь в доме, отправили девушку прямо к Бабе-Яге – за новым огнём… Эта ситуация вызывает в памяти известный из этнографии славянский обряд обновления огня. Суть его такова: во всём селении гасили огни, после чего добывали Новый Огонь (называемый также «святым», «живым», «Божьим»). Его пламя считалось обладающим особой Силой. Этот обряд совершался в случае бедствия, а также по некоторым кологодным (календарным) праздникам. Новый Огонь возжигали обычно женатые мужчины или старики, но могла это делать и девушка – в одной из белорусских купальских песен есть такие слова: «Не девка Огонь раскладала То-то-то! Сам Бог Огонь раскладал То-то-то!» Видимо, купальский костёр зажигала «девка», выступавшая в качестве представительницы Бога… Нет ли какой-нибудь связи между народной сказке о Василисе Прекрасной и обрядом обновления огня? Пошла Василиса к Бабе-Яге. По дороге она встретила трёх всадников – белого (после чего стало светать) и красного (стало всходить солнце). «Василиса прошла всю ночь и весь день, только к следующему вечеру вышла на полянку, где стояла избушка Бабя-Яги; забор вокруг избы из человечьих костей, на заборе торчат черепа людские с глазами, вместо верей у ворот ноги человечьи, вместо запоров – руки, вместо замка – рот с острыми зубами» [1] Тут приехал третий всадник (чёрный), наступила ночь и у черепов начали светиться глаза… А затем вернулась домой и сама хозяйка «(…) в ступе едет, пестом погоняет, помелом след заметает». [1] Поговорив с Ягой, Василиса осталась у неё на время и, при помощи волшебной куколки, выполнила порученные ей задания – обычные женские дела. Вот, к примеру, первое из них: «(…) двор вычисти, избу вымети, обед состряпай, бельё приготовь, да пойди в закром, возьми четверть пшеницы и очисть её от чернушки». [1] За свою службу, девушка получила от Бабы-Яги огонь – череп с горящими глазами. Кроме того, лесная колдунья сказала Василисе, кто были всадники: «Это день мой ясный (…), это моё солнышко красное (…), это ночь моя тёмная – всё мои слуги верные!» [1] Стало быть, Яга – хозяйка времени (дня и ночи), ей служит даже Солнце, бывшее у наших Предков одним из наиболее почитаемых Божеств. Не слишком ли большая власть у простой ведьмы? Обратимся к данным славянского фольклора. У Бабы Яги уродливый и пугающий облик – одна нога костяная (иногда золотая или деревянная), она слепа (или у неё болят глаза), в некоторых описаниях у неё огромные груди, которые она закидывает за спину. Живёт она в избушке на курьих ножках (которую многие исследователи славянской Традиции связывают с домовиной – погребальным сооружением, «домом мертвеца»). Эта избушка стоит либо в лесу (учёные отождествляют сказочный лес с Иным Миром), либо на его окраине – то есть на границе нашего мира (Яви) и Того Света (Нави). В последнем случае она обычно обращена к лесу (Тому Свету) передом. Атрибуты Яги – ступа, пест и метла, её слуги – лягушки, вороны, змеи и чёрные коты (существа, связанные с Нижним Миром). Известно поверье, согласно которому Смерть разъезжает по свету вместе с Бабой Ягой и передаёт ей усопших. В сказках Яга встречается в трёх ипостасях: «воительницы» (на равных бьётся с богатырями), «похитительницы» (похищает детей в свою избушку) и «дарительницы» (приветливо встречает героя сказки, парит в бане, даёт советы и вручает волшебные дары). Среди подарков Бабы Яги обращает на себя особое внимание волшебный клубок, ведущий к цели – это прямое указание на связь Яги с судьбой. Есть и другие сведения, подтверждающие наличие этой связи: «Баба Яга также пряха, она прядёт нити, ткёт холсты и гоняется иногда за своими жертвами с железным гребнем. Пряжа её – знак власти над судьбами людей». [2] Кроме того, Яга управляет грозой и ветрами: «Она летает на железной ступе и, когда колотит по ступе пестом, то случается гром и гроза. Баба Яга связана с братьями Ветрами, которыми повелевает». [2] Итак, Яга управляет временем, солнцем, грозой и ветрами, она связана с Иным Миром и смертью, а также - с судьбой… Этого вполне достаточно, чтобы понять, что Баба Яга – Божество. И не просто Божество, а великая Богиня. Приведём ещё одно свидетельство, подтверждающее наш вывод: «М.И. Без-Корнилович в своей книге «Исторические сведения о примечательных местах в Белоруссии с присовокуплением и других сведений, к ним же относящихся» пишет: «За рекою Полотою в поле находится озерко Воловое: о нём есть предание, будто бы в древности (…) при оном озере стояли капища Перуна и Бабы-Яги»». [3] Думаю, те, кто хоть немного разбирается в славянской мифологии, уже поняли, кем из Богов является Яга. Это, конечно же, Макошь – единственная Богиня в пантеоне князя Владимира, Великая Мать, Пряха и Хозяйка Судьбы… К слову сказать, культ Макоши связан с водой, а эта стихия, по верованиям славян, имеет прямое отношение к миру мёртвых. Собственно говоря, тезис о тождестве Макоши и Бабы Яги далеко не нов: «Оснований к параллели Яги и Макоши немало, и, прежде всего, - сопоставление функций прях – старшей Яги и её сестёр, с одной стороны, пряхи Макоши – «матери судеб», Доли и Недоли – с иной (…)». [4] Когда Василиса Прекрасная вернулась домой, дар Бабы Яги (череп с горящими глазами) сжёг её мачеху и сводных сестёр. Девушка ушла в город и поселилась у безродной старушки. Волшебная куколка сделала ей ткацкий стан, после чего Василиса напряла пряжи и соткала очень тонкое полотно. Восхищённая её рукоделием старушка отнесла его не на продажу, а к царю, который приказал сшить из этого полотна сорочки. Василиса Прекрасная выполнила приказание и работа её так понравилась царю, что он пожелал увидеть мастерицу, а увидев, взял её в жёны. Вернулся из отъезда отец и порадовался судьбе дочери… На этом сказка заканчивается. Мы же хотим обратить ваше внимание ещё на два момента. Во-первых, до посещения Яги, Василиса не выказывала каких-то особенных способностей к рукоделию. Нигде в сказке об этом не говорится. Не является ли это умение ещё одним даром Макоши? Ведь эта Богиня связана с женским рукоделием: прядением и ткачеством, даже в жертву её приносили пряжу… Впрочем, возможно, причина успеха девушки – кукла-оберег, изготовившая ткацкий стан. Во-вторых, следует сказать о том, что многие исследователи славянского Обычая указывают на связь Бабы-Яги с обрядами возрастных посвящений (инициаций). Посвящения эти включали в себя ритуальную «смерть» и возрождение, а также испытания и обучение; они были необходимы для получения права вступления в брак. Вот что пишет об этом, к примеру, С.В. Жарникова: «Баба-Яга держит нить человеческой жизни на грани бытия и жертва может навеки уйти в «мир предков», а может вернуться в мир людей, получив новый облик, новые знания, т.е. – в новом качестве. Но для подобного возвращения надо пройти определённые испытания, совершить необходимые обрядовые действия». [5] Сказка о Василисе Прекрасной содержит описание женской возрастной инициации: девушка уходит в Нижний Мир, встречается там с грозной Богиней, но, выдержав испытание, не погибает, а возвращается обратно в мир людей, получив награду, после чего – выходит замуж, становится женщиной… 

Мирослав  

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 

1. Василиса Прекрасная. Русская народная сказка. 

2. Баба-Яга. Источник: http://pryahi.indeep.ru 

3. Арий Ляшенко. Баба-Яга – лик Великой Богини. 

4. Гаврилов Д.А (Иггельд). Велес-Мокос и Макошь-Яга. 

5. Жарникова С.В. Золотая Нить. 

Вверх