Яндекс.Метрика

Как известно, многие народные сказки – это древние языческие мифы наших Предков, пусть и в искажённом виде, но дошедшие до наших дней. Миф – сказания о деяниях Богов и героев, поэтому немалое число «сказочных персонажей» на самом деле – наши старые Боги. Определить, кто из них «скрывается» под видом того или иного действующего лица вполне возможно – нужно лишь обладать некоторым количеством знаний о Традиции Пращуров и внимательно присмотреться… Ряд исследователей народного Обычая считает, что Баба Яга – одно из имён Макоши (Богини Судьбы, Великой Матери); по мнению рунолога А.В. Платова, «Иван Быкович» из одноимённой сказки на самом деле – Велес, Бог волшебства и богатства. [1] А в этой работе речь пойдёт об ещё одном «сказочном персонаже» - Матери Солнца.

Само её прозвище указывает на Божественный статус – ведь Солнце в глазах наших Предков было Богом, причём одним из наиболее почитаемых. Для сравнения: индоарии считали матерью Солнца-Сурьи Богиню Адити. Её имя означает «несвязанность, безграничность»; РигВеда так говорит о ней:

«Адити – небо, Адити – воздушное пространство,
Адити – мать, она – отец, она – сын,
Все-Боги Адити; Адити – пять родов (людей),
Адити – то, что рождено; Адити – то, что должно родиться». [2] 

В украинской народной сказке сыну угольщика по имени Плавунчик предначертано при рождении жениться на дочери короля. Король хочет погубить его и отправляет Плавунчика во дворец с письмом, в котором содержатся приказ казнить подателя этого письма. По дороге сын угольщика встречает Мать Солнца; она спасает его от смерти и помогает исполниться предначертанному: «Утром Мать Солнца подула на письмо, все слова в нём исчезли, а женщина уколола себе палец и кровью написала: «Когда придёт этот хлопец, повенчай его с нашей дочерью и свадьбу сыграй».» [3]

Как видно из этого эпизода, Мать Солнца связана с волшебством и судьбой. Богиня Судьбы в славянской мифологии – Макошь, под именем Бабы Яги она известна в качестве могущественной колдуньи, обладающей множеством волшебных предметов. В сказке «Василиса Прекрасная» Яге служит Солнце; в сказке «Баба Яга» она владеет огненным щитом – в этом атрибуте несложно узнать Светило… По-видимому, Мать Солнца, Баба-Яга и Макошь – одно и то же лицо. Приведу ещё некоторые доводы в пользу этой версии.

Существует хорватская сказка («Солнце-сват и Нева-невестушка»), в которой Макошь также связывается с волшбой и Солнцем: «Однажды, как раз под Новый Год, в лютый мороз подошла к мельнице убогая старушка. Мельница стояла в роще у ручья и никто не видел, откуда она пришла. А была это не простая старуха, а волшебница по имени Мокошь. Она могла обернуться и птицей, змеёй и красной девицей. И ещё она умела творить добро и зло. Горе тому, кто её обидит. Жила Мокошь среди топей на краю болота, куда осенью спускалось Солнце. У Мокошь оно и проводило все долгие зимние ночи. Волшебница заботилась об ослабевшем зимнем солнышке, лечила его целебными травами да заговорами, и к весне оно опять становилось сильным и могучим». [4] Эта сказка – не народная, а авторская; она принадлежит перу хорватской писательницы И. Брлич-Мажуранич. Однако, автор создавала свои произведения на основе славянского фольклора; возможно, и образ волшебницы Мокошь (Макоши) она взяла из этого источника…

Знаменитый русский этнограф А.Н. Афанасьев приводит в своей книге «Поэтические воззрения славян на природу» сохранившуюся в народе поговорку: «Дожидайся Солнцевой Матери Божьего суда». [5] Суд и судьба – понятия однокоренные и сходные по смыслу: судьба – это то, что суждено человеку. Афанасьев же пишет о Богине: «Солнцева мать упоминается во многих сказках, и везде о ней говорится, как о вещей пряхе: она даёт странствующим героям мудрые советы и на золотой прялке прядёт золотую кудель». [5] Связь с прядением – одна из черт Макоши; даже в жертву этой Богине (в христианское время почитавшейся под именем святой Параскевы Пятницы) приносили пряжу, бросая её в колодец. Нужно также сказать, что в индоевропейских (арийских) мифологиях пряхами обычно являются Богини Судьбы.

Полагаю, приведённых выше сведений вполне достаточно, чтобы уверенно говорить о тождестве Матери Солнца и Макоши. Но, в завершение этого небольшого исследования, хотелось бы сделать ещё одно замечание.

Баба Яга связана с Нижним Миром, Миром Мёртвых – на это указывают её ужасающая внешность, забор из человеческих костей вокруг её жилища, хтонические животные и птицы (змеи, лягушки, вороны), служащие ей…

Образ же Матери Солнца разительно отличается. Вот отрывок из украинской сказки «Плавунчик»: «Пришёл в дремучий лес, видит: в чаще стоит светлая-пресветлая хатка. Вошёл в неё Плавунчик, а там сидит Мать Солнца (…) Только прилёг Плавунчик, как дверь скрипнула и вошёл в хатку огненный дед. Всё вокруг залилось красным светом. Это Солнце на покой пришло. Оно всегда к вечеру стареет, а к утру молодеет. Положило Солнце голову на колени своей матери и крепко уснуло». [3]

«Светлая-пресветлая хатка», золотая прялка и золотая кудель – всё это указывает на связь Богини с Солнцем и светом, а значит – и с Верхним Миром. По-видимому, Баба Яга и Мать Солнца – две разные ипостаси Макоши: тёмная и светлая…

Мирослав

Список литературы:
1. Платов А.В. Бой на Калиновом мосту или прогулка Тропою мёртвых. 
2. РигВеда (мандала I, гимн 89). 
3. Плавунчик (украинская народная сказка). 
4. Брлич-Мажуранич И. Солнце-сват и Нева-невестушка. 
5. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу (в трёх томах). 

Вверх