Яндекс.Метрика

Светозар озерский1. Что послужило первопричиной в деле изучения славянского обычая и веры?

Первопричины как таковой не было. Я с детства интересовался историей, археологией, с удовольствием читал книги по истории древней Руси, в особенности до «монголо-татарского ига». И не только Руси, по египтологии, истории древней Индии, майя, ацтеков, про остров Пасхи и многое другое, - все было интересно! Книгу Иванова «Русь изначальная» прочел в третьем классе. Еще тогда меня удивляло, что есть мифы древней Греции, Рима, Персии, Индии, Китая, а славянских нет, кроме нескольких историй про домовых да леших, да краткий рассказ о Богах, что поставил Владимир на Подоле в Киеве.

 

Книги Рыбакова «Язычество древних славян» и «Язычество древней Руси» я прочел еще в старших классах школы (заказывал по почте в «Академкниге» в Москве). А в начале 1990-х наступила «эра репринтов», когда стали переиздаваться дореволюционные издания по истории, в том числе и по истории славян.
Тогда же в журнале «Наука и Религия» стали публиковать статьи Асова по истории славян, его первый перевод «Велесовой книги», «Песни птицы Гамаюн». Из-за них я даже выписал журнал, который до этого брал в библиотеке. В 1992-м году вышла книга «Русские Веды» Буса Кресеня (он же Асов А.И.) по заказу нижегородской областной славянской общины(!), куда вошли как раз «Велесова книга» и «Песни птицы Гамаюн» с календарем языческих праздников.

Кстати, с детства я хотел научиться играть на гуслях. В нашем городе хотя и была музыкальная школа, но никаких гуслей, естественно, там не было. И первые свои гусли я приобрел в 1995 году у Доброслава, сам научился играть, а уже в начале 2000-х начал сам изготавливать гусли.

2. Когда и как ты впервые познакомился с родноверами? Что полезного ты извлёк для себя из этого знакомства и общения?

В 1990-е годы, когда еще не было такого термина (родноверие получит распространение в 2000-х), говорили о славянском язычестве или просто язычестве. Тогда я познакомился по переписке с Вадимом Казаковым и Доброславом (был у него на Купале в 2005 году). С момента возникновения ССО СРВ переписка расширилась (это были еще обычные почтовые письма, а не электронные), возникли новые знакомства.
С начала 2000-х я активно ездил по Уралу, лично познакомился с родноверами из Орска, Миасса, Кургана, Челябинска, Екатеринбурга, Каменск-Уральска, Каслей, Кыштыма, Трехгорного... список можно продолжать. Бывал я и на их праздниках. По переписке (здесь уже подключился интернет) общался и до сих пор общаюсь с еще большим количеством народа.

3. Как давно ты стал Родновером?

Довольно сложно ответить на этот вопрос. Наверное, когда начал славить Родных Богов, то действительно поверил, что они существуют, они есть. С 1993 года, но тогда я себя еще родновером не называл.

4. Когда и как ты проводил первый обряд? Что ты чувствовал до, во время и после проведения обряда?

Это было 21 ноября 1993 года. Тогда я решил отметить «День Сварога и Семаргла» по календарю, что был в упомянутой мной книге «Русские веды». Это было в лесу, далеко за городом. Я был один, разжег костер, принес в жертву что-то из пищи, прочитал собственное славословие Богам. Сейчас я уже не помню, что я тогда чувствовал, но было то, что сейчас называют модным словом - «позитив».

5. Как тебе удается познать Природу, живя в городе?

В этом отношении мне повезло. Озёрск - маленький город, окруженный лесами, болотами и озерами. Полчаса езды на велосипеде - и ты уже на природе, за час с небольшим можно доехать до капища. За это я и люблю наш город и не испытываю никакого желания жить в мегаполисе. Я видел, каково жителям Кургана, Екатеринбурга, Челябинска добираться до капища. А уж чтобы найти место для Купалы, - никакого сравнения с Озёрском!

6. Как давно существует ваша община? Как находили люди общину? Расскажи об истории становления общины (дела и люди), какие соратники (имена) сделали наибольший вклад в общину, и в чем он заключался?

«Официально» наша община существует с 1998 года, когда мы решили «оформиться» как община, и по предложению Вадима Казакова вступили в ССО СРВ. Основой её является группа друзей, которая уже с 1994 года начала вместе отмечать славянские праздники. Я с детства был «генератором идей» в компании. Помню, в школьные годы мы расписывали местные скалы египетскими иероглифами, строили «папирусную» лодку типа «Ра» из связок камыша, на ней потом еще и плавали(!), лепили из снега ольмекские головы... И отмечать славянские праздники была моя идея, которую все поддержали. Тогда это еще была не община, а обычная компания друзей с общими интересами, которая решила отмечать славянские праздники. Она и стала ядром будущей общины. Город у нас «закрытый», и народ не привык «трепать языком», на праздники приглашали «своих», «проверенных», единомышленников. Хотя в 1998 году я выступал с гуслями на городском радио, рассказывал о нашей общине и, соответственно, приглашал туда всех желающих. В общине у нас никто не пьет и не курит, запрещена матерная брань.
Специфика маленького города - проблемы с учебой, работой, жильем, отсюда и «текучесть кадров». Многие талантливые люди, много сделавшие для общины (Владимир, Яромир и другие) просто уехали из города. Из тех, кто стоял у истоков общины, остался я один.

7. Чем помогает родноверие тебе и твоим общинникам в обычной, повседневной жизни?

Не люблю отвечать вопросом на вопрос, но что бы вы сказали, если бы услышали: «Как дыхание помогает вам в вашей жизни?» или «Как помогает в жизни ведение здорового образа жизни?». Без дыхания просто невозможна жизнь. Родноверие - не дыхание, но все равно оно пронизывает саму жизнь человека, влияет на его поведение, поступки.

8. Каково сегодняшнее положение дел в общине? Какие мероприятия проводятся, с какими целями и задачами?

Если честно, то на данный момент наша община выполняет функцию «прихода». Каждое воскресенье на капище проводится славление родных Богов, отмечаются славянские праздники.

9. Какой ты видишь свою общину в будущем? Какие направления в работе общины стоит развить и укрепить? Какие люди (характеры, навыки, профессии, социальный и семейный статус, возраст) могли бы помочь общине развиться?

Будущее общины во многом зависит от будущего Озёрска, а в данный момент он переживает нелегкие времена, и от людей, которые захотят жить в родном городе, а не покинуть его в поисках лучших условий для жизни. А так общине нужно свое помещение, причем не как раньше - комната в ДК на часы, которую кроме нас занимали другие коллективы, хотя хоть такое помещение - тоже неплохо.
Его можно было бы украсить в «славянском стиле», и туда мог бы просто приходить народ «с улицы», чтобы узнать о родноверии. Там же можно было бы проводить беседы, показ фильмов, выложить книги, журналы, обереги. Я делаю различие между капищем, где проходят обряды и помещением, где люди могут просто собраться и попить чаю, побеседовать в свободное от работы время. И приходить хоть каждый день, а не в «урочное время» праздников. И между общинниками, естественно, возникнет более тесная связь, и новые люди придут.
Назвать то, что получится, «культурно-просветительским центром» конечно будет громко, однако оно как раз и будет выполнять эту роль. И это будет реальная пропаганда родноверия. И тогда действительно община будет влиять на жизнь города. И влияние это будет заметным!

10. Как община влияет на жизнь общества в твоем городе, регионе?

Родноверов в Озерске мало! И если в конце 1990-х у общины было помещение в ДК им. Пушкина (помещение приходилось «отрабатывать», участвуя в мероприятиях ДК), я выступал по радио, в библиотеке, в музыкальной школе, мои статьи печатались в «Озерском вестнике», - то сейчас этого нет. Особенно после «дела курганских родноверов» (кто хочет, тот может найти информацию в интернете, забив в поисковик «282-я, Курган, «Пламя Сварги»). В городе установлен жесткий административный и информационный контроль. Озёрск - это ЗАТО (закрытое административно-территориальное образование). Община в городе по мнению властей может быть только христианской православной. И все же я знаю, придут лучшие времена, когда жители Озерска снова услышат о нас не только по «сарафанному радио».

11. Что послужило причиной вступления общины в ССО СРВ?

Желание быть вместе, найти единомышленников. Как говорится, «в единстве – сила».

12. Каков вклад твой личный и общинников в ССО СРВ?

Я являюсь главой Уральской Земли ССО СРВ, начальником научно-исследовательского отдела ССО СРВ, представителем Уральской Земли в Вече жрецов.
А вот общинники... иные, если не все, просто не хотят «светиться», чтобы об их принадлежности к родноверию узнали на работе или в «компетентных органах». Ведь такое же «курганское дело» еще проще возбудить в Озёрске!
И, как это ни удивительно это будет звучать, у нас есть общинники у которых даже нет домашнего компьютера, не говоря уж об интернете. И, естественно, имеет место полная компьютерная безграмотность. Домашнего интернета нет и у меня, так как я живу в старом районе города, и туда еще Ростелеком не провел свою «сеть». Это дело будущего. А «креативный компьютерный» народ как правило «делает ноги» из Озёрска.

13. Какая помощь требуется тебе и общинникам (персонально и в целом) от ССО СРВ?

Нужен сильный ССО СРВ, который мог бы «вступиться за своих» при возбуждении той же 282-й. И юридическая «легализация» родноверия для того, чтобы официально действовали не только «православные» общины.
Хоть мы в провинции уже привыкли рассчитывать на самих себя, все же хотелось бы, чтобы юротдел ССО был «всегда готов» к обращению родновера из любой общины ССО по любому вопросу и к защите гражданских прав и свобод любого соратника ССО. Может быть с этими целями создать при юротделе особую «группу поддержки» или «группу быстрого реагирования»?

14. Какие цели (общинные и личные) становятся достижимыми в союзе с соратниками ССО СРВ?

Рост и укрепление самой общины, как и рост численности родноверов. И, самое главное, - утверждение статуса родноверия как «официальной», «легитимной» религии РФ, такого же, как у православия, ислама, иудаизма, буддизма.

Озерская община Светозар с супругой

Изведы подготовила Дивляна 

Вверх