Разговор с Дмитрием Гавриловым (Иггельдом)

Разговор с Дмитрием Гавриловым (Иггельдом)22 ноября 2014 года в продолжение беседы с Вадимом Казаковым группой ВКонтакте "Языческая Русь" был организован разговор с одним из основателей дружественного ССО СРВ объединения "Круг Языческой Традиции", постоянным автором журнала "Родноверие" Иггельдом.

Общение так же построено в форме вопрос-ответ.

- Скажите, пожалуйста, славянская мифология подразумевает очень много персонажей, таких как домовые, кикиморы, русалки и т.д. Их нужно чтить? Если да, то, как правильно это делать? Или где можно об этом узнать?

- Домовые, кикиморы, русалки - это теперь уже природные духи мест, которых необходимо чтить, если вторгаешься в их владения, как Хозяев. Хозяевам принято приносить дары, задабривать их и договариваться с ними. Есть немало сборников заговоров и заклинаний, в которых содержатся обращения к ним, которыми пользовались наши предки. Так надлежит поступать и нам. Из этнографии могу порекомендовать автора по фамилии Криничная, и, кажется, Агапкина. Но если какие-то вопросы неожиданно возникают в том месте, где вы сами предполагаете хозяйство такого духа, то вернитесь в состояние ребёнка, подумайте, что бы Вы сделали от души, прежде, в детстве, не располагая специальными знаниями. Всё, что будет Вами сделано от души, духи примут.

- Есть ли у КЯТ какие либо духовные школы? Существует ли что-то вроде цепи ученической преемственности?

- В «Круге Языческой Традиции» есть прямая передача специальных навыков и знаний, от учителя к ученику. Например, я могу во многом счесть таким учителем для себя волхва Мизгиря (Алексея Потапова), как и ряд других ныне действующих жрецов, волхвов и старейшин Круга.

- Как ты расцениваешь будущее родноверческого (языческого) движения в восточной Европе и России в частности?

- Я полагаю, что родноверческому (языческому) движению предстоит длительный и мучительный процесс очищения от уже состоявшейся и только предстоящей профанации. Лет через 10-15 мы увидим торжество нашей веры (при нашей жизни). Основная проблема движения - разрыв в уровне самообразования поколений движения. На нас скажутся все те же самые негативные процессы, которые были запущены в нашем обществе, и которые запущены и в Восточной Европе. Основное противоречие в том, что язычники, желая гармонии в мире и гармонии своему роду, народу, племени, будут вынуждены вести духовный бой. И как между собой соотнесутся желание гармонии, необходимость борьбы и полнота знания - большой вопрос.

- Меня немного беспокоит ситуация, которую сейчас раздувают люди, которые занимаются очень активно, по моему глубокому убеждению, русофобией и дискредитацией России. Так же есть еще такая организация как Твержа. Есть данные (пока что еще не проверены), что все эти проекты и организации финансируются с запада в частности из Литвы. В Тверь с периодичностью приезжают литовцы с лекциями об отношении Твери к Литве и т.д. Хотелось бы узнать твое отношение к данной ситуации?

- Языческое движение носит общемировой характер. Процессы языческого возрождения везде идут сложно и разными путями. Нет единого универсального пути. К сожалению, на бывших окраинах нашей страны есть силы, которые уже пользуются низким уровнем критического осмысления действительности нашими согражданами. Я знаком с проектом "Твержа", но не стал бы вот так сразу обозначать его в качестве вражьего. Вот, например, финансирование "Великой Мерянии" и фрическая идея отождествления финно-угров и руси (племени русь), определённо может предприниматься из-за рубежа.

- Дмитрий, расскажите, каким образом вы пришли к дохристианскому мировоззрению славян, кто или что было "проводником"?

- К языческому мировоззрению наших предков я пришёл в детстве, в тот самый момент перехода к ранней юности, когда вдруг стал замечать за собой, что уже не ставлю блюдечко с молоком под кровать, хотя раньше верил, что из него кто-то ночью пьёт; что уже не обращаюсь к Луне, вышедшей на небо, слышит ли она меня; и не делаю всего того, что совсем недавно мне представлялось обычным поведением: не прижимаюсь щекой к любимому дереву, например... Таких мелочей, как нам кажется, много. И я понял, что со мной что-то не то. Мир перестал с полной наивностью детского восприятия казаться для меня живым. Потому я постарался вернуться к этому восприятию логически и по наитию, и вернулся. Стал задавать вопросы бабушке, матери отца, с которой долгими месяцами жил на даче (она родом из-под Вязьмы, 1905 года рождения и прожила 99 лет). Мария Кузьминична в ответ стала припоминать события своего детства, показывала массу всего на живых природных примерах. А дед - отец матери - Фёдор Михайлович приучил меня к чтению хороших книг. Он же подсунул мне уже в 6 лет книгу Куна "Легенды и мифы Древней Греции", много рассказывал об обычаях московской старины, и то, что передал ему его отец. Так, как-то постепенно, сложилось у меня "родноверие" в виде природного мировоззрения на живость Природы и почитания Старших в роду. Когда же прозвучало для меня слово "язычество" (это были первые курсы института, году в 1985-86) - это было прозрение. Вот как всё это можно назвать одним словом.

- Язычество и нацизм. Все мы видим победное шествие фашистских недобитков и их потомков по Украине и другим республикам бывшего Союза. Как нам избежать обвинений в фашизме и национализме, не запачкавшись в этом? Мы часто используем символику, которая запрещена в России на законодательном уровне, мы часто не довольны властью. Как уберечь нормального здорового язычникародновера от губительного пути нацизма, по которому идут некоторые персонажи? Как не дать зачесать нас под одну гребенку?

- Нам не избежать таких обвинений. Кому это выгодно, непременно нас постараются запачкать. Надо проявить выдержку и терпение, заниматься просветительской работой, ни в коем случае не прибегать к тем методам, что используют противники при такого рода обвинениях. Надо разумно расходовать свои силы, и разделять тех, кому что-то можно объяснить, и тем, кому никакие объяснения не нужны заведомо. Мы не должны на этом этапе напрасно провоцировать власти, потому что нам вовсе не нужны катаклизмы в нашей стране. Их и так было немало. Тем, кто носит противоречивую символику, стоит ответить себе на вопрос: если это символика нужна во время обряда, то зачем её выпячивать в светской жизни? Если это символика выпячена для того, чтобы позлить власть и показать, как мы "круты", то умно ли это? С чего начинали нацисты в Германии? Они сделали так, что толпы отказывались от шедевров национальной литературы. Если язычник-родновер не хочет заниматься самообразованием на примерах классиков, как учёных, так и писателей, поэтов, художников, если он ищет постоянно виновного в собственной несостоятельности, врага, который единственно виновен в его бедах - здесь и проходит раздел между играющими в язычество и подлинными язычниками. Сильные двигают звёзды, а слабые ищут множество мешающих причин и обстоятельств.

- Дмитрий, как вы относитесь к Дмитрию Волхову? Вредит он своей деятельностью или развивает родноверие?

- Я не знаю, кто такой Дмитрий Волохов. Это актёр "Битвы экстрасенсов"? Снимаясь в подобных проектах - вредит. О его деятельности за пределами телевидения ничего не знаю, потому оценить не могу.

- Предполагается ли объединение, единение, так скажем, что-то вроде землячества всех вятичей (Тульских, Московских, Калужских, Тамбовских, Орловских, Смоленских, Воронежских, Владимирских, Рязанских и тех, которые живут за пределами данных областей)? Интересен так же момент по созданию дружин. Должна ли каждая община создавать дружины?

- Я не знаю о проекте объединения землячеств всех вятичей. Наверное, его можно разрабатывать и обсуждать. Это не спонтанный процесс, а постепенный. Я не считаю, что все общины должны создавать дружины. Но я считаю, что всякий русский мужчина должен позаботиться о том, чтобы у него было чем защитить свою семью, дать отпор бандиту и грабителю.

- Дмитрий, хотела бы узнать Ваше мнение о таком персонаже наших великих дней, как Богумиле 2 "Царь всея Руси"? Как Вы относитесь к такому "мифическому" герою наших дней?

- Своей кипучей деятельностью фрика В.Ю. Голяков давно наносит вред славянскому языческому движению. Но, к счастью, его всё меньше и меньше слушают. Он перешёл тут грань, у которой его ещё можно было воспринимать всерьёз, а сейчас превратился в посмешище, явление изживает само себя.

- Дмитрий, каков, по твоему мнению, должен быть горизонт исторического события, чтобы можно было однозначно оценить его долгосрочные последствия?

- Чем масштабнее историческое событие, тем сложнее оценить его долгосрочные последствия. Есть исторические события неизгладимые из памяти, например, наша великая победа над фашизмом в 1945 году. Но мог ли кто из ветеранов предполагать, что эти фашисты снова поднимут голову почти уже в нашей стране 70 лет спустя?

- Могут ли люди других национальностей входить в круги мировоззрения славянского язычества, то есть допустимы ли в славянское язычество инородцы (по принципу христианства, отсутствие национальностей, главное - вера)? Если нет, то, как данный вопрос контролировать, и кто это должен делать?

- Если человек относится к иному народу, чем славяне, но хочет войти в славянское языческое объединение и исповедовать веру славян со всеми её особенностями, то он обязан породниться с кем-то из этого объединения. Если его, находящегося в родстве через брак, или в родстве через воинское побратимство (вместе пролили кровь врага и свою кровь в одну и ту же землю), готово принять само такое объединение, например, община. Это их внутреннее дело: семьи, рода, общины. Я лично считаю, и это сугубо моё мнение, что славянам не стоит родниться путём брака с народами иной, чем индоевропейцы, ментальности. Ещё в 1 столетии новой эры - во времена Тацита - сохранялись остатки славяно-балто-германской общности, соответственно и до наших дней дожили явные признаки сходства в язычестве славян, балтов и германцев.

- Наблюдаю следующую картину. Белгородчина, одни из лучших земель в России, деревни натурально вымирают. Демография породила такое понятие, как русский крест. Сведения от ФМС о количестве трудовых мигрантов довершают эту пугающую картину. Что нам делать?

- Большинство из нас - городские язычники. Надо захватывать там жизненные позиции, где живём, продвигая пытливых единоверцев, если такая возможность предоставляется. Ехать в деревню и там обосновываться в условиях нынешнего технологического уклада - не выход. Конечно, универсального совета тут не дашь, свою голову к чужим плечам не приложишь. Если кому-то кажется, что его возможности в городе исчерпаны - пусть отправится и попробует себя реализовать на земле. Но, как рыба тухнет с головы, так и всякая власть (в стране) берётся в столицах... Да, жаль пустующие деревни. Но пусть тот, кто думает о деревенском хозяйстве, сперва попробует регулярно ухаживать за дачным огородом.

- Дмитрий, если событие является бесспорным для одного поколения и является спорным для последующего поколения, то каким временным мерилом можно измерять такое событие? 10 лет? 50? 100?

- В оценке исторических событий я всегда доверяю современникам этих событий. Поколению, при жизни которого события имели место быть.

- Как совместить древнюю (достаточно инерционную) традицию и современный, динамично развивающийся, мир?

- Вопрос занимает многих наших соратников. Частично мы же на него и ответили в Манифесте языческой Традиции. Мне близка, стала в этой же связи идея Велеяра (известного художника Сергея Суворова) об этнофутуризме, как направлении искусства, которое отображает слияние языческого содержания и технологической современной формы. Два моих интервью с ним появятся в марте и апреле в двух известных журналах. Надеюсь, что картины Суворова скажут лучше, чем я бы это смог сейчас выразить буквами.

- Проблема "отцов и детей". Зачастую наши родители не понимают нас, современных язычников. Для них познание "непознанного" закончилось с приходом христианства. Мол, христианство ответило на все вопросы жизни и смерти, и незачем тут что-то копать. Как быть нам, активным исследователям прошлого? Ведь конфликтовать с родителями тоже неправильно!

- У меня, как это ни странно, никогда не возникало проблемы "отцов и детей", может потому, что родители мои - инженеры, технологи, энергетики, и мир представлялся им меняющимся, а не как нечто закостенелое. Мать была совершенно точно атеисткой, отец в силу разных жизненных обстоятельств крестился на седьмом десятке лет, да и то он либо русский космист, либо двоеверец по нынешним меркам. Ни один мой дед и ни одна моя бабушка также не были христианами. А соблюдали тот обычай и уклад, что передаётся из поколения в поколение, с верой в Христа не связанный. Родителей же, отвечая на вопрос, надо принимать такими, как они есть. Мы их не выбираем и обязаны уважать по нашей вере, даже если их вера нам не нравится.

- Как вы относитесь к труду А. Афанасьева "Поэтические воззрения славян на природу"? Стоит ли это произведение брать за один из фундаментов мировоззрения славян?

- Нет, этот труд сейчас не может быть расценён, как даже камень в фундаменте знаний о мировоззрении славян. Хотя прочитать его стоит, и лучше без перевода на современный русский, с сохранением живого слога самого Афанасьева. Афанасьев глубоко и очень глубоко не прав, как в своём вечном желании всюду вписать Перуна, так и в желании атмосферные явления приравнять к богам и приписать это равенство уму наших предков. Афанасьев ссылается на спорные и признанные даже поддельными источники, которые были в ходу в 1850-х-1860-х годах.

- Иггельд, напиши краткую памятку начинающему язычнику: "Как не попасть в ловушку и не стать жертвой секты псевдо славянского толка, как отличать обереги настоящие от подделок".

- Тут кратко не ответишь, особенно по оберегам. Можно ли считать подделкой оберег, если он работает таковым для человека? Ну не соответствует он археологии, например, но может работать и сравнительно новый в таком качестве. Оберегом может быть любая вещь. А вот секту распознать не составит труда - наличие «языческого священного писания» выдаст её с головой. Надо критически подходить к объявлению такого рода текстов древностью. В лучшем случае - это некие позднесредневековые "чёрные книги". В секте обязательно есть непререкаемый гуру, оспаривать слова которого не позволят первые ученики гуру. Налетят толпой и станут неофиту показывать, как он не прав. Это в лучшем случае.

- Какие литературные источники (первоисточники) стоит освоить "неофиту", дабы получить максимально приближенное к правде знание о славянском язычестве? Вопрос очень актуальный.

  1. Пролистывать словари древнерусского (шеститомник И. Срезневского) и старославянского языков.
  2. Скачать себе Полное Собрание Русских Летописей .
  3. Прочитать в оригинале двухтомник Гальковского с поучениями против язычества.
  4. Прочитать на древнерусском "Слово по полку Игореве", потом читать его поэтические переложения, например, Жуковского.
  5. Ознакомиться с пятитомной Хрестоматией: как русы и славяне выглядели в глазах иностранных авторов древней поры - греков, латынян, ромеев, персов, арабов, скандинавов, германцев. "Древняя Русь в свете зарубежных источников".
  6. Читать в первую очередь издания академические: издательств "Наука", "Восточная литература", "Ладомир", "Индрик" и незначительного числа других. Это касается хроник, фольклора и этнографии, заговоров и заклинаний.
  7. Читать и перечитывать "Славянские Древности" - пятитомный энциклопедический труд.

Такие советы навскидку.

- Иггельд, я давно занимаюсь разными традициями. Хорошо знаю, что, к примеру, мусульманские тарикаты (духовные братства) держатся не только авторитетом своих наставников (шейхов, пиров), но и взаимопомощью внутри братства. Именно такая взаимопомощь, а потом и помощь тем своим, которые ещё не охвачены братством, но достойны быть его составной частью, способствует быстрому росту общин. Община не должна быть пустым звуком. Как считаете, стоит ли родноверам обратить первостепенное внимание на этот аспект деятельности?

- Община на то и община, что она обладает неким общим делом, имуществом, интеллектуальной, земельной и прочей собственностью, казной, которая должна быть во благо всем общинникам. Но родноверам всё же стоит позаботиться о собственных семьях и родичах. Если община построена по родовому или семейному принципу, а не как мусульманские тарикаты, то она будет и крепче и ближе к Родной Земле. Мы не должны забывать о главенстве родового принципа язычества. Родноверие не может быть без рода. Община не должна наносить вреда семьям, если кто-то только один из супругов входит в общину, а второй - нет.

- Существуют ли планы дальнейшего, более тесного сближения КЯТ с ССО СРВ и Велесовым Кругом? Планы по разработке общей обрядности, хотя бы по основным праздникам Кологода? Как на твой взгляд, не созрела ли необходимость выпуска некоего совместного уряда-требника?

- Все последние годы сотрудничество наших трёх объединений расширяется. На последнем собрании представителей объединений был обмен мнений по самым разным вопросам. Однако лично я не вижу необходимости в том, чтобы жёстко диктовать или навязывать тем или иным образом группам и общинам наши уряды. Уряды могут быть типовыми, но они всегда должны учитывать множество аспектов от возрастного состава участников до их численности, от традиций местности, где проводится обряд, до особенностей расположения обрядового места. Страна наша весьма широка и вытянута как с Запада на Восток, так и с Севера на Юг. Единого Кологода во всех деталях не было и быть не может. Но общие принципы построения Кологода могут быть согласованы. Простейший пример. На Украине практически не справляют Дедов. А для Беларуси и России от 5 до 12 празднований Дедов в год обязательны.

- Язычество и современность. Язычество и новые технологии, язычество в современном, высокотехнологичном мире. Сможет ли язычество в условиях быстро развивающейся технической составляющей нашего общества выжить и явить себя "выгодно" на фоне других религий?

- Сможет ли язычество... зависит от качеств тех людей, что называют себя язычниками. Что они должны предпринять для улучшения себя (см. Манифест языческой Традиции). Язычество не должно уходить в леса без крайней необходимости, язычники должны отстаивать свои ценности здесь и сейчас в этом мире, по возможности умело и интеллектуально. Для того, чтобы мир стал таким, как мы хотим, нам порою надо проделывать известный опыт барона Мюнхгаузена, вытягивать себя за волосы всё выше и выше.

- Ты не числишь Рыбакова в списке базовой литературы?

- Каждый уважающий себя славянский язычник должен, конечно, прочитать хотя бы два труда Бориса Александровича "Язычество древних славян", "Язычество Древней Руси". Но подойти к написанному критически. Рыбаков был выдающимся археологом, но как историк увлекался. Да и многим из нас свойственно увлекаться своими красивыми теориями. Построения Рыбакова первой половины 1980-х сейчас, 30 с лишним лет спустя, не кажутся мне безупречными. Через неделю выложу статью с примерами, почему. Она вот-вот будет напечатана.

- Иггельд, как КЯТ оценивает деятельность Куровских на территории России?

- Круг Языческой Традиции расценивает деятельность Куровских в России как сектантскую.

- Дмитрий, ответьте, пожалуйста, почему Вы себя называете волхвом? По какой причине и на каком основании?

- Называю по той причине, что прошёл соответствующие инициации с июня 2000 по июль 2001 г., когда был окончательный обряд посвящения. Волхв - это служитель Велеса, проводник Его воли и образа действия. Он ведёт меня по своей Велесовой Тропе, как Бог дорог и перекрёстков, на этой тропе я занимаюсь научным разысканием, ибо он – Бог мудрости, скальдскапом (СКАЛЬДСКАП (сканд.) - искусство создания заклинаний и сложения стихов, прим. ред.), ибо Ему принадлежит мёд поэзии, и он - Бог красноречия, проводами мёртвых и встречей с Дедами, ибо Он - повелитель Нави и Отец павших.

- А то, что касается волшбы, гаданий, предсказаний, заговоров, занятий ведовством, колдовством, знахарством, травничеством - этим также занимаетесь?

- Ведовством, колдовством и знахарством я не занимаюсь. Гадания и предсказания позволяю в соответствующие для того кологодные дни и празднования, а не как цыганка. Заговоры и заклинания - обычная магическая работа, являющаяся частью проводимых мной обрядов.

- Дмитрий, какова, по Вашему мнению, перспектива взаимоотношений язычники/христиане?

- Я полагаю, что язычники и христиане могут найти общий язык при решении ряда проблем современности. Среди них: беспризорность и падение уровня детского воспитания, наркомания, алкоголизм, неправильное сексуальное воспитание и преподнесение сексуального извращения за норму. Но речь идёт о нашей стране, и взаимопонимании хотя бы по ряду этих проблем именно с православной церковью.

- "Предлагаю ссылающимся на мои работы, читать книги последних лет, а не статьи 90-х. Я не обещал не умнеть." (Дмитрий Гаврилов) Мне по духу такой подход. В связи с этим, возникают следующие вопросы. Какие утверждения были переосмыслены? Если так можно выразиться, был ли кто-то "разжалован" из Богов?

- Я пересмотрел столь авторитетную роль Рода у славян, навязанную научному сообществу и нам академиком Рыбаковым, например. Ещё один пример, в 90-х годах я был склонен оценивать так называемую "Велесову Книгу" за источник, достойный внимания. Если раньше у меня было больше ответов по каждому поводу - в те же 90-е, то уже лет пятнадцать у меня множатся вопросы и вопросы.

- Если это допустимо. Могли бы вы озвучить эти "вопросы"?

- Они сформулированы в книге "Древние боги славян", недавно в "Вече" было переиздание предыдущего текста 2011 года. Ну, навскидку: "Например, не ясно успели ли прочие славяне (кроме балтских) до своего крещения в IX–XII вв. разработать сложную многоуровневую мифологию и, соответственно, развитые пантеоны? И какова мера воздействия на известную нам мифологию и верования славян народов неиндоевропейских языковых групп? В каком соотношении между собою находятся верования различных славянских племён (с побережья Балтики и среднерусской равнины, Адриатики и Центральной Европы) и региональных групп (западные, восточные, южные)? До какой степени глубины исторической памяти допустимо проведение параллелей между славянскими божествами и божествами индоевропейского, германских, кельтских, греческого, римского и др. пантеонов? Непонятно, продолжалось ли «достраивание» славянской и вообще языческой мифологии народов Европы после крещения там, куда не добралось христианство и там, где язычники уцелели физически после крещения? Почему мы забываем (а в последние годы особенно), что территория, заселённая славянами, была куда больше территории, подвластной киевским князьям, а та в свою очередь – больше «радостно», как нас уверяют, крестившейся?"

Ещё вопросы: - Почему имя Род (при том, что имя его включает праславянский корень *ord/ard) известно только у восточных славян, а в западноевропейских источниках в явном виде отсутствует? – Какова вообще география происхождения источников, в которых упомянут Род, если принять во внимание разницу хотя бы в верованиях славянских Новгородского севера и Киевского юга, а также, видимо, в разных путях заселения славянами этих территорий и, как следствие, частичном различии исторических судеб? - Каково соотношение «бога богов» и света – Свентовита, с одной стороны, и Сытиврата с Крътом, с другой стороны, если вообще уместно говорить о чём-то подобном? - Уместно ли говорить о Хорсе применительно к пантеонам западных славян, и если да, то налицо общность индоевропейских корней или непостижимым образом проникшее сюда южное влияние? – Насколько соответствует действительности сообщение, что роль Ярилы в белорусской обрядности выполняет девушка, хотя бы и снабжённая выраженными мужскими признаками? Можно ли это расценивать как память об оргиастическом характере культа в честь весенней плодородной силы? – Была ли всё же «мёртвая голова» в руке Ярилы, точно ли она человечья, уж не конская ли? – Какова связь Ярилы и Купалы с учётом того, что на Русском севере праздник летнего солнцеворота называли Ярилин день? Не связан ли обычай похорон Ярилы с памятью о древнейшем обычае ритуального жертвоприношения «священного царя» типа Диониса (не лишённого, согласно «Деяниям Диониса» Нонна Панополитанского, воинских черт). – Правомерно ли полное отождествление стареющего и умирающего, но воскресающего Ярилы и бессмертного Яровита (= Марса), и если да, то в какой степени? …И так далее.

- Расскажи, как дома обустроить Красный Кут? Чем нужно руководствоваться в первую очередь (выбор комнаты, места и т.д.)?

- Красный кут располагался в деревнях в углу, противоположном печи, символу перерождения и пекельному входу в Иномирье. В квартире это плита. Считаю, что "красный кут" должен стоять напротив плиты. Там должны быть или издолбы (чуры, домашние боги), или фотографии родственников, ушедших в навь. Кут должен быть выстелен чистым рушником с бело-красным традиционным узором. На рушнике стоит расположить чашу или кубок, для треб хмельных, и плошку со свечой, масляной или восковой, используемой также и для воскурений разными травами. Помимо всего прочего должно оставаться место для того, чтобы положить там "на зарядку" обереги, и также в дедовы дни (Дзяды) поставить тарелку с требами, собранными с поминального стола.

- Бог Сварог. Твоё отношение к данному божеству и его положение в дошедшем до нас пантеоне.

- Сварог, на мой взгляд, - это хтонический бог, покровитель ремесла и мастерства, а также брака, кующий свадьбы кузнец, властитель и отец Огня. Отец Перуна, Даждьбога (Радегаста), Огня-Сварожича (Смаги). Он соответствует греческому Гефесту и арийскому Тваштару.
Исходный материал можно найти по ссылке https://vk.com/topic-38761535_30967508

Подготовлено ОСО ССО СРВ