Яндекс.Метрика

Статьи

От ассимиляции до многонациональности: как гибнут славянские народыСложный процесс потери различным славянским населением своих особенных этнических черт происходил с древних времен и, к сожалению, продолжается сегодня. Это поглощение где-то выглядит естественным процессом вхождения одного народа в другой (из-за смешанных браков, количественного фактора, войн, других причин), а где-то — результатом жёсткой государственной политики насильственного навязывания иноэтнического самосознания. В некоторых случаях ассимиляция длится очень продолжительное время и затрагивает только небольшую часть населения, не до конца поглощая ту или иную группу. В других — стремительно и быстро. Иногда под воздействием внешних факторов формируется новый славянский народ с совершенно особыми культурными чертами, политическими устремлениями и характером. Рассмотрим принудительные и малоизвестные попытки включения больших славянских национальных групп (с тем или иным успехом) в другие народности, дойдя до проблем современной России.

Подробнее...

Сказки русского леса А.КлименкоМолчат гробницы, мумии и кости, лишь слову жизнь дана.
Из древней тьмы на мировом погосте звучат лишь письмена.

Иван Бунин

Первые известия о славянах относятся к глубокой древности. Но, очевидно, как определённая племенная группа славяне сложились раньше, чем появились упоминания о них. Ученые находят предков славян ещё среди тех племён, которые были известны Геродоту в V в. до н.э. под именем «невров». Римские историки I в. н.э. называли славян «венедами». Позднее встречаются упоминания об «антах» и «словенах». Из свидетельств древних историков, подтверждённых данными археологических раскопок, следует, что уже с первых веков н.э. славянские племена занимали обширные пространства на территории центральной и восточной Европы.

Подробнее...

Катание по росеА.Г. Бобров

Традиционные модели в фольклоре, литературе, искусстве.
В честь Н.М. Герасимовой. - СПб. - Изд-во "Европейский дом", 2002, с. 45-59.

1. «Живая земля»: Катание

«Не космос погодой правит —
Народ поохладел к земле.
Вот она, Матушка, и остывает».1

Отношение к Земле как к живому существу и ее обожествление имеют глубокие корни.2 Древнерусскому культу Земли, нашедшему отражение в средневековых письменных источниках, посвящены классические работы С.Смирнова 3 и В.Л.Комаровича.4 В круг явлений, связанных с поклонением Земле, входит, в частности, обычай «исповеди земле», известный новгородским еретикам-стригольникам в XIV веке и сохранявшийся у старообрядцев в XIX веке.5

Подробнее...

Рождение воина Б. Ольшанский«Родильнице предоставили на выбор любое из трёх, какое она хочет выбрать: Моккия, Соссия, или назвать ребёнка во имя мученика Хоздазата. «Нет, — подумала покойница, - имена-то всё такие». Чтобы угодить ей, развернули календарь в другом месте; вышли опять три имени: Трифиллий, Дула и Варахасий. «Вот это наказание, - проговорила старуха, - какие все имена; я, право, никогда и не слыхивала таких. Пусть бы ещё Варадат или Варух, а то Трифиллий и Варахасий». Ещё переворотили страницу - вышли: Павсикахий и Вахтисий. «Ну, уж я вижу, - сказала старуха, - что, видно, его такая судьба. Уж если так, пусть лучше будет он называться, как и отец его. Отец был Акакий, так пусть и сын будет Акакий» (Н.В.Гоголь, «Шинель»)

Подробнее...

Иван КупалаЗаметили странность? Летний купальский праздник на Руси отмечают дважды. В народной славянской традиции этот праздник столетиями (если не тысячелетиями) отмечается всегда в дни летнего солнцестояния 21-23 июня. А христиане празднуют его 7 июля. Так кто и что отмечает?

Подробнее...

Колесница Дажьбога Б. ОльшанскийКапища

Для славянина Природа священна. В ней проявляется Род-Бог в мире, нашим глазом видимом. В ней жили наши Предки, будут жить и вновь, перерождаясь через нас в потомках. Поэтому долг наш – оставить для своих же будущих воплощений Землю чистой и светлой, какой получили от родичей своих!

Подробнее...

Десятиручка и Крестец (мастер Оксана Павлова)Традиционные славянские куклы не принадлежат миру людей. Они – Богини-Берегини, и у нас в доме только временные гости. Да не просто гости, а по делу мы их сюда позвали, у каждой своя миссия. Кто-то урожай помогает собрать, а кто-то – сберечь. Кто-то достаток в дом несёт, а кто-то – здоровье, кто-то хозяйство бережёт-стережёт, а кто-то деток в мир приводит. Разные куклы, но все при деле, и от всех есть польза.

Подробнее...

Русалии или Зеленые СвяткиПраздник встречи Лета Красного

«Он видел, как из-за осоки выплывала русалка, мелькала спина и нога, выпуклая, упругая, вся созданная из блеска и трепета...»
Н.В. Гоголь, «Вий».

Русалии - один из величайших кологодных праздников народной традиции, посвященный Богам и обережным Духам-хранителям Природы. Зажатый между церковными «Семиком» и «Троицей», этот весенне-летний праздник, пожалуй, один из тех, смысл которого понятен не всем потомкам родов славянских. Моя заметка для тех, кто интересуется традицией предков.

Подробнее...

Тревожные времена В.ИвановНас точит семя орды,
Нас гнет ярмо басурман,

Но в наших венах кипит небо славян...

А за бугром куют топоры, буйные головы сечь.
Но инородцам кольчугой звенит русская речь.
И от перелеска до звезд, высится белая рать.
Здесь, на родной стороне, нам помирать.

 группа «Алиса»,
«Небо славян»

Вдумываясь в слова песни, понимаешь, что образ кольчуги и является той «связующей суб-станцией», которая объединяет нас воедино – в нацию. Кольца – это наша общая энергетика, наше объединяющее начало, благодаря которой каждый из нас не «песчинка в море», но камень, состав-ляющий гору.

Подробнее...

ГуслиКто не знает, что такое гусли? Этот древнейший и самый, что ни на есть традиционный русский народный музыкальный инструмент. На Руси гусли звучали на боярских и княжеских пирах, крестьянских братчинах и в повседневном быту, на торжественных церемониях и языческих игрищах, скоморошьих потехах, на свадьбах и тризнах.

На гуслях играют богатыри Добрыня Никитич и Соловей Будимирович, боярин Ставр Годинович, новгородский гость Садко.
Поэты, воспевая подвиги героев и богатырей, исполняли свои произведения, играя на гуслях "Боянъ бо въщии, аще кому хотяще пъснь творити... своя вещия пръсты на живая струны въскладаше, они же сами княземъ славу рокотаху", - говорит нам о таком певце "Слово о полку Игореве".

Подробнее...

Вверх