Яндекс.Метрика

Статьи

Наши предки знали, что мир вокруг нас населён как добрыми, так и злыми духами. И от этих духов и недобрых людей требовалась защита.

Отмечая высокое ювелирное искусство древних славян в изготовлении разнообразных украшений, скажу, что все они имеют сакральные знаки. Раньше украшения были не только «предметом роскоши», но и (в первую очередь) имели культовое значение как обереги. Мужских оберегов достаточно мало, ибо наибольшая защита требовалась женщине - продолжательнице рода. Помимо присутствия обережного красного цвета и свещенных вышивок на одежде, у древних славянок присутствовали и специальные украшения-амулеты.

Подробнее...

В последнее время часто встречаются статьи в печатной и электронной прессе о мегалитических комплексах, капищах и отдельных камнях, имеющие чашеобразные (или иной формы) углубления - следовики.

Разнообразные мегалитические сооружения давно изучаются на Западе, однако, в России данная проблема официаль-ной археологией не признаётся. Нам известны каменные лабиринты Русского севера и мегалиты Кавказа, но на территории цен-тральной России они до недавнего времени не были известны. Относительно изученным можно считать только лишь комплекс "Чёртово городище" под Козельском.

Однако на территории Орловской области есть не менее интересный объект. Место это давно известно туристам и грибникам, но, встречаясь в лесу с валунами ледникового происхождения, никто не обращал на них особого внимания. Интересное место в лесу - и не более того. Наше знакомство с каменным комплексом в лесах под Мценском началось в 1999г.

Подробнее...

Чёрне Ящуре, Змиев Пращуре
Во Низу сущий а Земь трясущий
Приплод дающий а воды льющий
Во нощи грядый, Тебе возрады!
У чёрной реки борони бреги
Прими величанье без обличия!
(Из «Вещего Словника»)

Человеческие жертвоприношения – один из любимейших доводов, используемых церковниками в их «критике» (а точнее сказать – огульном охаивании) Веры Предков наших. Любят христиане лить «крокодиловы слёзы», оплакивая «жертв сатанинских культов»… Но чем убийства колдунов, еретиков и прочих инакомыслящих, регулярно совершавшиеся последователями Христа /равно – католиками и православными/ «ради вящей славы Господней» лучше человеческих жертвоприношений? Сколько человек было убито всего лишь за то, что они верили «не в того Бога» или же верили «не так, как надо»? Да, человеческие жертвоприношения у наших Пращуров, несомненно, имели место. Разумеется, с точки зрения современных родноверов, это неправильно, и восстанавливать практику человеческих жертвоприношений мы не собираемся. Предки наши были людьми, а человеку, как известно, свойственно ошибаться… Однако любителям обвинять «неоязычников» в «нетрадиционности» на основании отказа от жестокого обычая приносить людей в жертву следует поумерить свой пыл. Истории известно множество примеров, когда язычники без всякого принуждения извне отказывались (полностью или частично) от совершения человеческих жертвоприношений. Древняя Греция и Рим (в котором этот обычай был запрещён законом) – яркие тому подтверждения… Наши Пращуры такоже постепенно «гуманизировали» свою Веру – явление, вполне естественное для развивающегося традиционного общества. Эта статья посвящена одному из примеров такой «гуманизации» - отказу от человеческих жертвоприношений Ящеру, совершённому в языческой Руси.

Подробнее...

Во многих культурах известно верование, согласно которому у каждого человека есть его личный дух-хранитель, неразрывно связанный с ним. Скандинавы, например, называли такого хранителя fylgia. Они полагали, что только «смерть разрывает связь между человеком и его таинственным покровителем. Fylgia ведает прошедшее и будущее и нередко принимает образ того животного, нрав которого наиболее подходит к нраву его клиента; иногда, подобно валькирии, он является в виде прекрасной женщины и принимает участие в битвах. Перед самою кончиною человек видит, как погибает его дух-покровитель. (...) Fylgien принадлежат не только отдельным лицам, но и целым семьям и родам (…)»[1].

Подробнее...

Пока некоторые Славяне сидят по своим углам, надувшись от собственной важности, наши злейшие друзья, судя по всему, уже начали новый крестовый поход.

Самое страшное, что в качестве подопытных выбраны маленькие дети. 16.01.2001 в передаче ОРТ «Время» в 21.40 прозвучали жуткие слова диктора: «Церковь признает Деда Мороза, если он примет обряд крещения, - заявил епископ Вологодский…впрочем, будет достаточно, если в «биографии» Деда Мороза будет указано, что он прошёл обряд крещения». Вот тебе раз! Хорошо хоть, что не обрезания. Следом за Дедом Морозом «могут» «пройти обряд крещения» Сварог, Перун, Велес, Ярило.…Почему бы и нет? Купало уже «стал» Иваном. Осталось только записать в его «биографии», что он «прошёл обряд крещения» в реке Иордан или Мёртвом море. А чему здесь удивляться? Наглости хватит! Так что не падайте в обморок, если вскоре к вам на ёлку придёт переодетый в «Деда Мороза» поп с мешком библий и монашкой вместо Снегурочки. С Новым Годом!  

Вадим Казаков
«Вятич» №2 (18) 2001 г.

Доклад на 4-х краеведческих Песоченских чтениях 3.04.98 г.

Цель данного доклада — выявить остатки Славянских обрядов и обычаев, которые сохраняются в жизни и быту жителей Калужской области на рубеже второго и третьего тысячелетий нашей эры.

Известно, что каждый народ славится своей самобытностью, проявляющейся в его обрядах, обычаях, праздниках, песнях, сказках, кухне и других особенностях культуры. Не составляем исключения и мы, Славяне. Восемьсот лет назад Славянская культура на земле Вятичей была представлена в полном своём великолепии. Слова летописца “...еже творять Вятичи и ныне” не пустой звук. До Вятичей чужеземное культурное и религиозное влияние дошло значительно позже других восточнославянских племенных союзов. В ХП веке у Вятичей появляются христианские миссионеры, одного из которых, инока Кукшу, Вятичи убивают недалеко от Серенска. Впоследствии именно земля Вятичей стала ядром будущей Российской империи. Что же осталось от великолепного культурного наследия теперь, в конце XX века? Рассмотрим современные обряды и обычаи, чтобы узнать, насколько в них сохранилось Славянское культурное наследие. Для удобства разобьём предмет исследования на три части: обряды, праздники, кухня.

Подробнее...

Желание знать ответ на вопрос кто мы и откуда, присуще, наверное, каждому из нас. С завистью мы взираем на генеалогические древа бывших дворян (я пишу бывших, так как если нет двора, то нет и дворян - В.К.), изумляемся тому, как кавказские горцы на память перечисляют полтора десятка колен своих предков. И не только перечисляют имена, но и заслуги перед родом. Становится обидно за русских, еле-еле могущих вспомнить имя своего прадеда. "Иваны, родства не помнящие" — самое меткое для нас прозвище.

Обидно стало и мне. Почему я, русский человек, калужанин, живущий на земле своих предков, ничего про предков не знаю? Вернее, по сравнению с друзьями и знакомыми я знал больше, чем они, о своих предках. Я знал предков до прапрадедов по материнской линии, знал по отцовской линии имя и отчество своего прадеда. Знал, кем он работал, где жил. Не знал только год рождения и точную дату смерти. Увы, он пропал без вести на фронтах первой мировой.

Подробнее...

Вверх