Разыскивается Кащей Бессмертный

5 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (4 Голосов)

Кащей БессмертныйПервоапрельские тезисы.

Кащей Бессмертный — кто он? С самого детства этот вопрос не даёт покоя многим поколениям. Возник ли этот образ в народном творчестве под воздействием какой-то реальной личности или же это плод народной фантазии? Если был реальный прототип, то кто он? Вот такие сложные и незаурядные вопросы... Сможем ли мы на них ответить? Во всяком случае, постараемся.

Используя современные способы исторических исследований, как-то: сравнительный анализ различных текстов, эмпирико-статистические методы, глобально-хронологические карты и т.д., попробуем разобраться. Поиграем в детективов. Итак.

Примем к сведению версию, согласно которой Кащей является плодом народной фантазии. Если это так, то образ Кащея в народных сказках должен быть расплывчат и не конкретен. Однако, это совсем не так. У Кащея есть и место жительства, и свои злодейские обязанности, и даже яркие черты характера (склонность к философии). Выходит, первая версия отпадает. Сосредоточимся на расследовании другой версии, согласно которой в образе Кащея Бессмертного скрывается какая-то реально существовавшая личность. Кто он?

А что мы вообще знаем про Кащея? Каково его социальное положение? Иногда Кащея называют царём, иногда нет. Во всяком случае, Кащей обладает властью: имеет слуг, какие-то связи в обществе, на равных разговаривает с сильными мира сего. Между тем своего царства (в политическом смысле) у Кащея нет. Живёт он в некоем “тридевятом царстве, подсолнечном государстве”. Это уже хорошо, выходит, Кащей не бомж. Какое же “подсолнечное царство” имеется в виду? Южнее Славянских земель было лишь одно царство — Восточная Римская Империя. Царство находится за “тридевять морей”, что может означать южные провинции Византии. Они хотя бы находятся за тремя морями: Чёрным, Мраморным, Средиземным.

Итак, с местожительством определились. Теперь выявим круг знакомых гражданина Бессмертного. Да, кстати, откуда такое прозвище — Бессмертный? Чтобы его получить, надо было хотя бы один раз воскреснуть.

Вернёмся к знакомым Кащея. Это . Из всех пятерых только Змей Горыныч относится к Кащею подчёркнуто дружелюбно. Марья-Моревна, имевшая какие-то отношения с Кащеем, в конце концов обманом завлекает его в западню. Кащей оказывается привязанным к столбу (или стене) цепями (оковами), откуда его освобождает Иван-царевич. Часто именно с момента освобождения начинаются сказки про Кащея. Казнь (привязывание к столбу или стене) и освобождение описаны достаточно подробно: Иван подходит к месту казни; Кащей просит пить; Иван подаёт распятому Кащею воды; собираются тучи и гремит гром; Кащей освобождается (“страшным вихрем вылетел”) и неожиданно появляется, как снег на голову, перед Марьей-Моревной, слугами и народом. Вот такой сюжет. Впоследствии влияние Кащея и его слуг распространяется на соседние государства: “я все царства побью, попленю, шаром покачу”.

Знакомый сюжет. Где-то мы его уже встречали. Но где? Привязанный Кащей, Мария, просьба попить, гром, тучи, освобождение от неминуемой гибели. Воскрешение Кащея, как политического деятеля. Угроза окружающим государствам. Что бы это могло быть? Возможно, именно после “воскрешения” Кащей получает прозвище Бессмертный. А имя Кащей (Кощей), откуда оно? “Кощейничать” означает скряжничать, жидомордничать (??) (см. “Толковый словарь...” В. Даля). “Там царь Кащей над златом чахнет...”. Почему Кащей, сидя у сокровищницы, “чахнет” над златом? Оно что, не его? Вы видели “новых русских”, “чахнущих” над златом? Нет? Я тоже. А Кащей чахнет... Вообще он какой-то худощавый, костлявый, болезненный, не от мира сего. Стал бы он чахнуть над златом, если бы это было не так. В старо-славянских памятниках письменности слово кощь, кошть встречается в значении: сухой, тощий, худой телом.

И потом, откуда это слово жидомордничать? Он что, жидов морил? Или они его? А может он их уморил, зачахнув над златом? Неясно... Во всяком случае, какая-то связь здесь прослеживается.

Что мы знаем о слугах Кащея? Они живут в достаточно мрачных местах: каменные сооружения с высокими стенами, глубокие пещеры в горе (те, кто был в подземельях Киево-Печерской лавры, могут представить места обитания слуг Кащея). Иногда замок, где живут кащеевы слуги, расположен на высокой горе, недоступной для обычных людей (что-то вроде греческих монастырей на скалах или “замка людоеда”). Сами слуги нелюдимы, одеты во всё чёрное, во всём Кащеевом царстве чувствуется культ мёртвых: черепа и кости, скелеты (как в Киево-Печёрской лавре), темнота, сырость и плесень. Периодически у Кащея во дворце, как монахини в кельях, томятся красавицы. Одну из красавиц, Василису Премудрую, Кащей превращает в лягушку. Вообще Кащей природу не любит, он запросто может засушить деревце или спалить посевы. Своего коня он называет не иначе как “несытная кляча”, “волчья сыть, травяной мешок”. Своим дыханием, согласно польской сказке, Кащей усыпил целое царство. В польских сказках он назван krol podziemny, Ko’ciej niesmiertelny. Вообще, это усыпление — метафора, означающая гибель государственного устройства.

В общеславянскую пору, когда создавались сказки про Кащея, было одно “уснувшее царство” — развалившаяся после принятия христианства Римская Империя. Какими глазами смотрели наши предки на огромную империю, покорившую полмира, погрязшую в разврате и алчности? А какие чувства вызывали служители культа этой империи, одобрявшие такие порядки? Религиозные основы одного из этих культов и должны были быть переработаны Славянскими жрецами в лучших пропагандистских традициях того времени: переделаны в сказку (кощуны!) для лучшего понимания местным населением. Именно благодаря такой контрпропаганде и стараниям Славянских жрецов, Славяне, жившие бок о бок с Империей, несколько веков сохраняли свою самобытность.

Что мы ещё знаем про Кащея? Во-первых: его можно победить, хотя это необычайно трудно. Смерть Кащея (как образа) зависит от множества трудновыполнимых условий. Однако, Иван-царевич (возможно, имевший реальный прототип в кощунах) всё-таки побеждает его и, что немаловажно, хоронит по Славянскому обряду: “...конь Ивана-царевича ударил со всего размаху копытом Кащея Бессмертного и размозжил ему голову, а царевич доконал его палицей. После того наклал царевич груду дров, развёл огонь, спалил Кащея Бессмертного на костре и самый пепел его пустил по ветру”. Это говорит о том, что царевич не знал другого похоронного обряда и воспользовался уже известным. Вот ещё одно доказательство создания сказок про Кащея в дохристианскую эпоху. Ещё одна особенность — освобождение красавиц. Подобно тому, как князь Святослав освобождает из горного греческого монастыря красавицу Юлию, так и Иван-царевич освобождает Василису (базилиссу, т.е. царевну) Прекрасную. По другой версии, царевич освобождает Василису Премудрую (мудрую базилиссу), родственницу (дочь или сестру) Кащея. Все эти базилиссы-василисы очень уж явный намёк на Константинополь.

Итак, закончив предварительное расследование, постараемся составить словесный портрет подозреваемого.

  • Имя: Кащей.
  • Фамилия: Бессмертный.
  • Пол: мужской.
  • Год рождения: между I в. до н.э. и IV в. н.э.
  • Место рождения: юго-восточные провинции Римской Империи.
  • Место жительства: юго-восточные провинции Римской Империи.
  • Гражданство: подданный Римской Империи.
  • Профессия: БОМР (без определённого места работы).
  • Внешний облик: худощавый, болезненного вида мужчина средних лет; на руках и ногах следы от оков.

Состав преступления:

  • убийство;
  • похищение человека (красавиц);
  • незаконное лишение свободы;
  • вынуждение к действиям сексуального характера;
  • нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и камней (“над златом чахнет”);
  • уклонение от уплаты налогов;
  • терроризм;
  • захват заложника;
  • организация незаконного вооружённого формирования;
  • бандитизм;
  • вандализм;
  • незаконное культивирование запрещённых к возделыванию растений (яблоня с “сонными яблоками”);
  • присвоение полномочий должностного лица (царского звания);
  • побег из мест лишения свободы;
  • порча земли;
  • жестокое обращение с животными (с конём);
  • утрата военного имущества (меч-кладенец);
  • планирование, подготовка, развязывание и ведение агрессивной войны;
  • публичные призывы к развязыванию агрессивной войны (“я всё царство побью...”);
  • геноцид.

Вот краткое описание подозреваемого. Позволю себе высказать кощунственную мысль, что Кащей это не кто иной, как... а, впрочем, вы и сами догадались. В розыск!

Вадим Казаков, Александр Аратов

Кащей Бессмертный - фильм 1944г.

Весело гудит-шумит на Посаде праздничное гулянье. Водит народ хороводы, песни поет, красны девицы голубей выпускают.
Не весела только красавица Марья Моревна - ждет не дождется своего ненаглядного Никитушку.
А перед теремом молодые парни похаживают, на гармошке да балалайке поигрывают.

- Выходи за меня замуж, Марья Моревна! - предлагает ей один.

- Прежде чем свататься, отгадай три загадки! - смеется Марья.

Две загадки паренек угадал, а на третью: "Что дороже всего на свете?" - ума не хватило.

- Знай, дороже отца с матерью, дороже всего на свете - родная земля.

Внезапно небо заволокло черными тучами, загремел гром, засверкали молнии - это налетели на Посад черные слуг Кащея Бессмертного. Зажгли терема стрелами огненными, храмы разрушили, а молодых да пригожих девушек в полон угнали. Марью Моревну прежде всех.

Вернулся Никитушка в родные края и видит - одни головешки кругом дымятся, да воронье над падалью летает. Только кокошник Марьи Моревны да ее платочек нашел Никита, а самой ее и след простыл. Закручинился добрый молодец, жизнь ему не мила стала. И пошел он куда глаза глядят.
Видит - идет ему навстречу старичок-боровичок.

- Знаю про твою беду, добрый молодец. Помогу, чем могу. Вот тебе шапка-невидимка, кольцо и горсть родной земли. Они помогут. Иди смело на борьбу с Кащеем за родную землю, за близких своих, за Марью Моревну.

Долгий путь прошел Никита, пока пал в незнакомый город. На площади города раскинулся большой базар. Торгуют на нем всякой снедью, арбузами, дынями. А посреди площади - эшафот. Ждет казни молодой красавец Булат-балагур. Палач уже топором на него замахнулся... Подбежал Никита к Булату-балагуру, накрыл его и себя шапкой-невидимкой. Ахнула площадь - пропали оба.

И начались тут на площади чудеса! Ковер-самолет султанский, что цепью был прикован, из-под носа у стражи кто-то выхватил. А когда ковер под облака поднялся, все увидели на нем Никиту-богатыря и свободного Булата-балагура. Летят они над городом, не землю любуются.

- Спасибо тебе, богатырь! Кабы не ты, не быть бы мне живу. Куда летим?

- На Кащея!

Долго они летели. Но вот ковер-самолет опустился прямо у ворот замка Кащея Бессмертного. Надел Никита шапку-невидимку, сбросил стражу в пропасть, и никем не замеченный пробрался с Булатом-балагуром в логово Кащеево.

Бродили они, бродили по мрачным переходам замка и попали наконец в водопадный зал. Здесь увидел Никита Марью Моревну, спящую на роскошном ложе, посреди зала.

Крепким сном спит Марья Моревна, мертвым сном.
Наклонился к ней Никитушка.

- Очнись, моя радость, погляди на меня.

Молчит Марья Моревна, не дышит. Заколдовал ее Кащей.
Вдруг грянул гром, сверкнула молния, и появился Кащей.
Никита и Булат успели за арку спрятаться. Подошел Кащей к Марье Моревне и надел ей на палец волшебный перстень. Вздохнула Марья и проснулась.

- Выйдешь за меня замуж - озолочу. А Марья Моревна в ответ:

- Как же за тебя замуж идти, когда у тебя сердца нет?!

- Есть у меня сердце! Есть! Спрятано оно в черном яблоке, что на черном дереве. А черное дерево растет на черной горе. Но тот, кто яблоко найдет и дотронется до него, сам окаменеет.

Снял Кащей с руки Марьи Моревны - перстень, и снова упала она замертво на ложе.

- Только тогда ты проснешься, когда я умру. А я - бессмертный! - Бросил Кащей перстень в водопад и исчез.

А Никита подошел к Марье Моревне и надел ей на руку кольцо, подаренное старичком-боровичком. Проснулась Марья Моревна и увидела Никиту.

- Никитушка! Сокол ты мой ясный!

- Марьюшка! Я за тобой пришел, за своим красным солнышком, и за смертью Кащеевой! Идем скорее!

Но не было иного выхода из замка, как только через водопад. А через водопад не перелетишь! Тогда сняла Марья Моревна с пальца кольцо волшебное и бросила в водопад. Вмиг бурный поток остановился, а Марья заснула мертвым сном. Бережно положил ее Никита на ложе и поцеловал.

- Спи, родная, скоро мы опять будем вместе.

На широком поле стоит стеной несметная черная рать Кащея. Посмотрел на нее Ннкита-богатырь и бросил через плечо горсть земли родной. Из каждой песчинки появился могучий воин, и встала за Никитой сила народная - великая русская рать.

И грянул бой. Смертный бой за родную землю, за свой народ.
Вот уже две головы срубил Никита у Кащея, а тот все не сдается.
А Булат-балагур тем временем разыскал на черной горе черное дерево, сорвал черное яблоко, разломил его пополам. Из яблока выпорхнул черный голубь, а из голубя выползла черная змея. Убил Булат-богатырь змею, а сам тут же окаменел.

...Прогремел гром, сверкнула молния, и Кашей провалился сквозь землю.
Расцвели на поле цветики... Проснулась Марья Моревна... Ожил Булат.
И поехали они втроем на родимую сторонку.