Ярило вешний

5 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (12 Голосов)

23 Кветня (Апреля)

Ярило вешний

Ярила, Ярило(рус.), Ярыло (бел.) - славянский Бог, почитаемый как Бог плодородия и страсти, умелый воин и первый земледелец. Вместе с Ярило приходит возрождение земной жизни, пробуждение чувств и приток сил.

Древний корень яр-, к которому восходит имя Ярилы, означал весну, а также состояние любви и готовности произвести потомство.

Глагол ярить(ся) в русском языке имеет значения «горячиться, кипятиться, а также разжигать любовное желание», в украинском — «багроветь, сердиться, пылать».

Хотя в древнерусских письменных источниках не сохранилось свидетельств о Яриле, это Божество оставило значительный след в поздних народных верованиях, и на основании сохранившихся у восточных славян календарных обрядов в его честь мы можем достаточно надежно восстановить его образ.

Эту задачу облегчает и то, что в современных восточнославянских языках сохранилось немало слов, однокоренных имени Бога.

Слово ярость в некоторых русских диалектах означает «похоть, возбужденное состояние в период течки у животных», а в украинских — «страстность, пыл, любовную готовность».

Крестьяне справляли празднества в честь Ярилы вплоть до начала XX века, и назывались такие празднества

«Ярилиными игрищами»,
«Ярилиными гуляньями»
«ярилками».

А название «Ярилина плешь» восходит к очень древним по происхождению, однако существовавшим еще в начале XX века обрядам «погребения Ярилы», совершавшимся поздней весной или в начале лета.

Во время таких обрядов, сопровождавшихся веселыми гуляньями и пьянством, из деревянного обрубка, веток и тряпок делали куклу, изображавшую мужчину с его естественными половыми принадлежностями.

Куклу клали в гробик, и пьяные бабы закапывали его с разными причетами. В окрестностях Владимира, например, этот праздник назывался «Ярилову плешь погребать».

Если знать, что во многих русских говорах словом плешь называют детородные органы, то становится понятным и название холма, на котором праздновали ярилки, и смысл обрядового погребения Ярилы — побудить землю, стать более плодородной.

В Белорусии, в конце прошлого века, Ярилины гулянья праздновали в конце апреля. Крестьяне выбирали красивую девушку, наряжали её в белые одежды, на голову ей надевали венок и сажали на белого коня. Хоровод девушек, также с венками на головах, сопровождал коня к полю, распевая песню:

Волочился Ярило
По всему свету,
Полю жито родил,
Людям дети плодил.
А где он ногою —
Там жито копою.
А где он не глянет —
Там колос зацветет.

После принятия христианства некоторые черты Ярилы воспринял св. Юрий (Георгий).

Во-первых, этому способствовало созвучие и смысловое сходство имен Ярилы и Юрия: слова с корнем юр- имеют значения, сходные со словами, образованными от корня яр. В народном культе св. Юрия также можно усмотреть черты Ярилиных игрищ. Например, в Полесье весной, на Юрьев день принято было кувыркаться и попарно — парень с девушкой — кататься с боку на бок по полю.

Местные жители так объясняли смысл праздника:

«Катались на Юрия по житу. Раненько, до восхода солнца. С хлопцем покатаешься — чтоб хлопец любил. Чтобы любились, чтобы «прикочнулся» ко мне, чтобы взял меня замуж».

Во-вторых, народный культ приписывал св. Юрию покровительство урожайности нив и плодовитости скота. Св. Юрию было посвящено два праздника — весенний и осенний (23 апреля и 26 ноября по ст. ст.), и приходились эти даты как раз на начало и конец теплого времени года, а следовательно, и сельскохозяйственных работ.

Представление о власти Юрия над плодородием земли отразилось и в обычаях засевать в этот день огород. Сеять, по обычаю, должна женщина, притом раздевшись донага, так как ее женская плодородная сила соединяется с плодородием Юрия.

На «весеннего» Юрия крестьяне обязательно ходили в поле смотреть жито. Хозяин клал в жито каравай хлеба, отходил на несколько шагов и замечал, «спрятался» ли хлеб во всходах. «И взрослые катаются по житу. И взрослые, как пьяные, как пьяные катаются.»

Обязательно нужно, чтобы к праздненству были крашеные яйца. Их красят накануне Юрьева Дня. Дети берут крашеные яйца и бьются ими - у кого яйцо крепче.

Яйцо, которое после очищают и едят, а скорлупки закапывают в поле – символ женского плодородия, начало начал всего живого. Кулич – так же пришёл в христианство из язычества. Пасхальный кулич не был известен в пасхе Ветхозаветной. «Агнца пасхального» вкушали с опресноками (пресными лепёшками) и горькими травами. Происхождение пасхального кулича связано только с ритуалами плодородия из народной традиции. «..къ стыду христианства, некоторые обычаи язычества привились къ торжествамъ христианскимъ» (Русский народ. Его обычаи, суеверия и поэзия. – М., Институт русской цивилизации, 2014).

Поедание жертвенного кулича и яйца в весенних ритуалах приобщает к плодородной силе, а катание яиц по могилкам на Радунице магически способствует возрождению Предков в согреваемом солнцем мире. Скорлупа яйца должна быть разбита (пробита), ведь только из раскрывшегося зерна – семени появляется росток.

Юлия Ворона
С использованием материалов статьи Левкиевской Е.Е.

Все праздники