Ярило вешний

23 Кветня (Апреля)

Ярило вешний

Ярило вешний - Ярило вешний

Ярила, Ярило(рус.), Ярыло (бел.) - Бог весны, плодородия, кипучей страсти (физической любви), волков. Вместе с ним приходит возрождение земной жизни, пробуждение чувств и приток сил.

Древний корень яр-, к которому восходит имя Ярилы, означал весну (яръ (др.-русск.), ярь (укр.), яра́ (болг. диал.), jaro (чеш.), jаr (слвц.), jarz (польск), а также состояние любви и готовности произвести потомство. В русских говорах слова «яровой», «ярый» означают «посеянный весной»; «яровое», «яровик» — «поле, засеянное яровым хлебом»; «ярина» — «ячмень, овес»; «ярь», «ярица», «яровина» и подобные — обозначают хлеб. В других славянских языках - аналогичное значение.

Глагол ярить(ся) в русском языке имеет значения «горячиться, кипятиться, а также разжигать любовное желание», в украинском — «багроветь, сердиться, пылать».

Хотя в древнерусских письменных источниках не сохранилось свидетельств о Яриле, это Божество оставило значительный след в поздних народных верованиях, и на основании сохранившихся у восточных славян календарных обрядов в его честь мы можем достаточно надежно восстановить его образ.

Эту задачу облегчает и то, что в современных восточнославянских языках сохранилось немало слов, однокоренных имени Бога.

В русских диалектных говорах слово «ярун» употребляется для обозначения животного «в поре течки и рущенья», глухаря во время токованья, любого, кто «ярует», то есть находится в возбужденном состоянии. В украинском языке «ярий» означает «молодой», «весенний», «полный сил», «страстный».

Слова с корнем яр- в южнославянских и западнославянских языках имеют значения «распаляться, оплодотворять, спариваться».

Крестьяне справляли празднества в честь Ярилы вплоть до начала XX века, и назывались такие празднества:

«Ярилиными игрищами»,
«Ярилиными гуляньями»
«Ярилками».

В Зарайском у. Рязанской губ. молодёжь справляла Ярилки. Парни и девушки ночью отправлялись по реке к холму, который носил название «Ярилина плешь». Если знать, что во многих русских говорах словом плешь называют детородные органы, то становится понятным и название холма, на котором праздновали ярилки, и смысл обрядового погребения Ярилы — побудить землю, стать более плодородной. Название «Ярилина плешь» восходит к очень древним по происхождению обрядам «погребения Ярилы», совершавшимся поздней весной или в начале лета.

Семейные люди на Ярилки не допускались. На холме над рекой жгли костры, угощались у костров, парни и девушки купались, пели песни «с причинкой», т. е. эротического содержания и "гуляли" до утра. На вопрос этнографа о том, кто же такой был Ярила, местными жителями был дан следующий ответ: «Он любовь одобрял».

В областях, где проводили обряд "похороны Ярилы", кукла, изображающая усопшего Ярилу, всегда была с «огромным детородным удом». Такие обряды сопровождались веселыми гуляньями. «Ярилу» клали в гробик, и пьяные бабы закапывали его с разными причетами. В окрестностях Владимира, например, этот праздник назывался «Ярилову плешь погребать».

После принятия христианства некоторые черты Ярилы воспринял св. Юрий.

Во-первых, этому способствовало созвучие и смысловое сходство имен Ярилы и Юрия: слова с корнем юр- имеют значения, сходные со словами, образованными от корня яр. В народном культе св. Юрия также можно усмотреть черты Ярилиных игрищ. Например, в Полесье весной, на Юрьев день принято было кувыркаться и попарно — парень с девушкой — кататься с боку на бок по полю.

Местные жители так объясняли смысл праздника:

«Катались на Юрия по житу. Раненько, до восхода солнца. С хлопцем покатаешься — чтоб хлопец любил. Чтобы любились, чтобы «прикочнулся» ко мне, чтобы взял меня замуж».

Во-вторых, народный культ приписывал св. Юрию покровительство урожайности нив и плодовитости скота. Св. Юрию было посвящено два праздника — весенний и осенний (23 апреля и 26 ноября по ст. ст.), и приходились эти даты как раз на начало и конец теплого времени года, а следовательно, и сельскохозяйственных работ.
У русских, украинцев и белорусов бытовала песня, в которой Ярила (Юрий в эпоху "двоеверия") отмыкал землю:

"Юрий, вставай рано,
Отмыкай землю,
Выпускай росу
На теплое лето,
На буйное жито
На ядренистое,
На колосистое".

В Виленской губ. молодежь ходила по дворам с величанием Ярилы (Юрия) и пожеланием благополучия, а затем выходила в поле окликать Юрия:

"Юрья, добрый вечер, Юрья, подай ключи землевые — землю отмыкацы, росу выпущацы...".

Представление о власти Юрия над плодородием земли отразилось и в обычаях засевать в этот день огород. Сеять, по обычаю, должна женщина, притом раздевшись донага, так как ее женская плодородная сила соединяется с плодородием Юрия.

На «весеннего» Юрия крестьяне обязательно ходили в поле смотреть жито. Хозяин клал в жито каравай хлеба, отходил на несколько шагов и замечал, «спрятался» ли хлеб во всходах. «И взрослые катаются по житу. И взрослые, как пьяные, как пьяные катаются.»

Обязательно нужно, чтобы к праздненству были крашеные яйца. Их красят накануне Юрьева Дня. Дети берут крашеные яйца и бьются ими - у кого яйцо крепче.

Яйцо, которое после очищают и едят, а скорлупки закапывают в поле – символ женского плодородия, начало начал всего живого. Кулич – так же пришёл в христианство из язычества. Пасхальный кулич не был известен в пасхе Ветхозаветной. «Агнца пасхального» вкушали с опресноками (пресными лепёшками) и горькими травами. Происхождение пасхального кулича связано только с ритуалами плодородия из народной традиции. «..къ стыду христианства, некоторые обычаи язычества привились къ торжествамъ христианскимъ» (Русский народ. Его обычаи, суеверия и поэзия. – М., Институт русской цивилизации, 2014).

Поедание жертвенного кулича и яйца в весенних ритуалах приобщает к плодородной силе, а катание яиц по могилкам на Радунице магически способствует возрождению Предков в согреваемом солнцем мире. Скорлупа яйца должна быть разбита (пробита), ведь только из раскрывшегося зерна – семени появляется росток.

У русских Приангарья Ярилин (Юрьев) день был лошадиным праздником, а Ярила считался покровителем лошадей. В Вятской губ. Ярилин (Юрьев) день считался днем лошадиных именин, поэтому лошадей старались угостить, почествовать. Крестьяне говорили: "Сегодня лошадушки менильники (именинники). Нужно им дать сена до колена, овса — до ушей!".

Во многих губерниях запрещалось в день праздника запрягать лошадей, работать на них. В Даньковском у. Рязанской губ. вечером в день праздника парни делали "коня". Двое залезали в полог, один из них брал в руки "голову" — мешок с соломой на палке, на плечи клали доску, на которую поверх полога садился пастух, игравший на жалейке. В сопровождении односельчан "конь" обходил деревню и выходил за околицу, там, на выгоне, он сходился с "конем" из другой деревни, и между ними начинался бой. Ряженые, подражая ржанию, сталкивались друг с другом до тех пор, пока один конь не разрушал другого.

Ярила является покровителем и распорядителем не только домашних животных, но и хищников, особенно волков, которые иногда назывались его "псами". Существует предание о том, как возникла эта связь. Однажды, когда Ярило ехал по лесу, к нему навстречу выбежал волк и вцепился зубами в ногу его коня.

Ярило копьем пронзил волка, но раненый зверь заговорил человеческим голосом: "За что ты меня бьешь, коли я есть хочу?" — "Хочешь ты есть, спроси у меня. Вон возьми ту лошадь, ее хватит тебе на два дня". С тех пор каждый год накануне праздника Ярила объезжает на коне поля и леса, собирает диких зверей в условленном месте и отдает им наказы, определяя каждому добычу и пищу на год.

Поэтому в народе говорили: "Что у волка в зубах — то Ярила дал", "Ловит волк свою роковую овечку", "Без Ярилы (Юрьева) наказу и серый (волк) сыт не будет", "На что волк сер, а и тот по закону живет: что Ярила скажет, на том все и порешится". Если в суровые зимы размножалось много волков, народ говорил, что "Ярила (Юрий) их распустил".

По материалам статей: Левкиевской Е.Е., Мадлевской Е.Л., Соколовой В.К.
Юлия Ворона