Яндекс.Метрика

Книжная полка

Матерь Лада. Божественное родословие славян. Языческий пантеонПовержены в прах древние идолы, заросли густым подлеском старые капища, отошли в область предания древние боги. А ведь были времена, когда все славяне почитали как предков и дорогих родичей верховного владыку Рода и его супругу великую богиню Ладу, воеводу Перуна, волхва Велеса и страшную хозяйку леса, богиню смерти Бабу-Ягу.

Пантеон славянских божеств по своему составу и достославным деяниям нимало не уступал своим более знаменитым «коллегам» с греческого Олимпа, скандинавского Мирового Древа Иггдрасиль или тем, кого почитали индоиранские народы. Дружная семья высших существ и мелких боженят одушевляла своим присутствием простой и мудрый миропорядок, каким он виделся нашим предкам-язычникам. В этой книге древние боги славян вновь собраны воедино — с них, с прародителей, и началась когда-то наша родословная.

Ивановский В.И. - Святочные обычаи ряженье и гаданье в Вощажниковской волости, Ростовского уезда, Ярославской губернииМосква: Печатня А.И. Снегиревой, 1902. — 25 с.
Данная статья была впервые напечатана в "Ярославских губернских ведомостях" (1889 г., часть неофициальная, № 34, 37, 38).
От автора:
"Время святок - веселое время не только в городах, но и в деревнях. В последних обыкновенно "беседы" становятся оживленные, "плясы" и "игры" веселее: ожидание мясоеда - ожидание свадеб - в значительной степени располагает и увлекает к веселью местную молодежь. К тому же, к обычному веселью присоединяются еще "ряженье", да "гаданье", составляющие специальную принадлежность святок. Этих святочных обычаев мы и коснемся в настоящем очерке".

Степанова Ю.В. - Костюм древнерусского человека: Реконструкция по данным археологииВ книге рассматриваются археологические материалы, которые дают возможность изучить древнерусский костюм – его состав, отдельные детали и общий облик. Привлекаются также письменные, изобразительные источники X-XVII вв. и этнографические материалы XVIII-XX вв. Разделы посвящены одежде, украшениям, комплексам женского и мужского костюма Исследуются социально - возрастные и локальные особенности древнерусского костюма различных территорий Древней Руси. Рассматривается эволюция русского костюма на протяжении X-XVII вв.

Мавродин В.В. - Происхождение названий «Русь», «русский», «Россия»Еще в древней летописи "Повести временных лет" мы встречаемся с попыткой рассказать о том, "откуда есть пошла Русская земля... и откуда Русская земля стала есть"...
С тех пор немало прошло времени и немало ученых пыталось разрешить волнующую проблему происхождения терминов "Русь", "русские", "Рось", "росы", "Россия". Высказаны были самые различные предположения и чаще всего пытались найти ответ, прибегая к поискам истоков термина "русь" где-то за пределами земель восточных славян.
Так появились различные теории происхождения термина "русь" - норманская, литовская, финская и др.

Мельников И.В. - Святилища древней Карелии (Палеоэтнографические очерки о культовых памятниках) // Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 1998. 134 с.

Книга, которую уважаемый читатель держит в руках, посвящена древней религии, а точнее – древним культовым памятникам, обнаруженным археологами на территории Карелии. Эти памятники оставлены первобытным населением, проживавшим здесь в глубокой древности, на протяжении обширного периода времени – примерно с рубежа 8-7 тыс. до н. э. по 1 тыс. н. э. – включающего археологические эпохи мезолита, неолита, энеолита, бронзового и железного веков. Жанр книги определен не совсем обычно – палеоэтнографические очерки. Дело в том, что в ней специально не рассматриваются такие свойственные для археологического исследования вопросы, как культурно-хронологическая интерпретация памятников или отдельных находок. Книга посвящена духовной культуре древнего населения края, памятники археологии привлекаются в ней как источники, несущие в себе информацию о религии древности.

Гильфердинг - История балтийских славян 1885В основу своего исследования А.Ф. Гильфердинг положил противопоставление славянского и германского миров и рассматривал историю полабских славян лишь в неразрывной связи с завоеванием их земель между Лабой и Одрой немецкими феодалами.

Он подчеркивает решающее влияние враждебного немецкого окружения не только на судьбу полабских славян, но и на формирование их "национального характера". Так, изначально добрые и общительные славяне под влиянием внешних обстоятельств стали "чуть ли не воинственнее и свирепее своих противников".

Исследуя вопросы общественной жизни полабских славян, А.Ф. Гильфердинг приходит к выводу о существовании у них "общинной демократии" в противовес "германской аристократии". Уделяя большое внимание вопросам развития городов и торговли полабских славян, А.Ф. Гильфердинг вновь связывает их с отражением германской агрессии.

Большая часть исследования А.Ф. Гильфердинга посвящена изучению завоевания полабских славян немецкими феодалами и анализу причин их гибели. Он отмечает, что главной причиной гибели и исчезновения полабских славян является их внутренняя неспособность к объединению, отсутствие "единства и жизненной силы, внутреннее разложение, связанное с заимствованием германских обычаев и нравов". Оплакивая трагическую судьбу полабских славян, Гильфердинг пытается просветить и предостеречь все остальные славянские народы от нарастающей германской угрозы.

Тотемы-деревья в сказаниях и обрядах европейских народовДмитрий Константинович Зеленин (1878-1954) — известный российский и советский этнограф. Этнографические работы Зеленина посвящены, главным образом, материальной культуре и верованиям восточных славян. Его работы признаны во всём мире.
В представленной книге автором изучаются индоевропейские культы поклонения деревьям и связанные с ними заместительные обряды человеческих и животных жертвоприношений, а также древние поверья, связанные с деревьями.
Книга тех, кто интересуется индоевропейской историей и культурой.

Королюк В.Д. (ред) - Развитие этнического самосознания славянских народов в эпоху раннего средневековьяВ книге на основе изучения письменных источников славянских народов анализируется процесс возникновения и оформления их этнического самосознания. Этот процесс рассматривается в сопоставлении с социально-экономическим и социально-политическим развитием славянского мира в период раннего средневековья. В работе ярко проявился комплексный подход к исследуемой проблеме, характерный для современных общественных наук. Хронологически работа охватывает период от первых упоминаний о славянах в письменных источниках до начала XII в.

Румянцев Н. В. - Языческие Христы. Античные предшественники христианстваВ книге рассказано о древневосточных и античных божествах и героях, культ которых оказал существенное влияние на формирование раннего христианства - Осирисе, Томмузе, Мардуке, Адонисе, Аттисе, Митре, Дионисе, древнееврейских пророках-"мессиях".

Вложения:
Скачать этот файл (Rumyantsev_Yazycheskie_Khristy.pdf)Языческие Христы[PDF]

Кузьмин А.Г. - Падение ПерунаАвтор книги, известный советский историк, рассматривает различные пути проникновения христианства в Киевскую Русь, ставит ряд новых проблем истории Древнерусского государства. В книге также разоблачаются идеологические спекуляции Запада вокруг истории нашей страны. Книга была приурочена к празднику тысячелетия крещения Руси, однако высочайший проблемный уровень выделил её из многотысячной массы литературы, вышедшей в связи с тем же поводом. Сегодня книга стала настоящей классикой современной исторической мысли.

Вверх