Яндекс.Метрика

Книжная полка

Шеппинг Д.О. - Мифы славянского язычестваВ книге собраны работы этнографа и историка Дмитрия Оттовича Шеппинга (1823 1895), посвященные славянскому язычеству. Автор проводит сравнительные исследования славянских мифов с другими индоевропейскими мифологиями, прежде всего балтийской. Шеппинг прослеживает этапы развития славянской мифологии, находит глубинные взаимосвязи между языком, бытом и художественным творчеством славянских народностей, определяет специфику славянских мифологических представлений. В книгу помимо обзорной работы Д. О. Шеппинга «Мифы славянского язычества» вошли несколько его статей по славянской мифологии и фольклору.

Попов М.И. - Славянские древности, или Приключения славянских князейКнига Попова «Славенския древности, или Приключения славенских князей» содержит беллетризованный рассказ о приключениях князей дохристианской Руси, изложенный в жанре сказочно-рыцарского романа. В описании языческих обрядов использованы многочисленные недостоверные, но интересные легенды, фольклорные и этнографические источники. Хотя «Славянския древности» относятся к первым в русской литературе опытам псевдоисторической славянской сюжетики, многие читатели XVIII века воспринимали книгу как историческое сочинение.

Поэтому при подготовке переизданий книги автор изменил ее название на «Старинные диковинки, или Приключения славенских князей» (1778), подчеркнув тем самым литературно-художественный характер своего произведения.

Виноградов Ф.В. - Следы язычества в домашнем обиходе чуваш.Виноградов Федор Васильевич (1858-1916), сын чиновника, произведен в Надворные Советники Указом Правительственного Сената от 29 января 1890 года. Окончил Казанский Учительский институт в 1879 г. В 33 года был бессменным заведующим Курмышским городским училищем. Вел курс педагогики в Курмышской женской гимназии. Автор в своей брошюре пишет, о том, что "следы язычества слабеют, и то, что сейчас еще имеет место в религиозном мировоззрении инородца, - будет только преданием старины глубокой." Миссионерская деятельность православного духовенства, являющаяся самым активным фактором духовного перерождения инородцев, может полностью уничтожить их обряды и обычаи, сохранившиеся с далеких времен. Необходимо их сохранить - эту проблему поднимает автор в своей работе.

Хойновский И. А. - Краткие археологические сведения о предках славян и РусиI. А. Хойновскiй. Краткiя археологическiя свѣдѣнiя о предкахъ славянъ и Руси, и описъ древностей собранныхъ мною, съ объясненiями и ХХ таблицами рисунковъ. Выпускъ I.

Происхождение славянского народа и начала Руси не было объяснено достаточно хронографами и библией, а потому покрылось завесой забвения, которую многие историки усиливались поднять; сочиняя различные теории происхождения этих народов, они подбирали подходящие летописные тексты, и создали различные теории, не имеющие прочных фундаментов и как гипотезы влекущие к нескончаемым спорам...
Славян отождествляют то со скифами, то производят их от сарматов; руссов приводят из Швеции от нопманов, варягов; то из Прибалтийской области от Боруссов (Пруссов); из Урала производят от гуннов и вудинов, из Кавказа от росс-аланов, скифов и т.п.

Бернштам Т.А. - Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX - начала XX векаПоловозрастной аспект традиционной культуры

Предлагаемая монография - первое в отечественной этнографии исследование о половозрастной структуре традиционного русского сельского общества. В центре внимания - совершеннолетняя молодежь, ее положение в общине, особенности образа жизни, функций и поведения, место и роль в обрядово-символической системе сельской общины.

Баландинский Б.Б. - Языческие шифры русских мифов. Боги, звери, птицы.Книга представляет собой введение в сказочные тайны Человечества. Автор приоткрыл системы шифровки дохристианских тайн Древней Руси и Славянского мира, показал их общность с подобными системами народов всего мира. В книге приведены былинные шифровальные коды и полученные в результате исследования и дешифровки конкретные значения, в том числе числовые, разнообразных шифров — птиц, животных, растений и т. д. Особого успеха автор добился в дешифровке самой распространенной на Руси системы шифров — так называемого птичьего языка . Показано применение шифров в мифологическом, сказочном и другом фольклорном наследии индоевропейцев. Многие идеи автора этой книги могут стать откровением для читателя.

Третьяков П.Н. - У истоков древнерусской народностиЭта книга посвящена одному из важнейших вопросов древней и раннесредневековой истории нашей страны — процессу образования древнерусской народности — общего предка трех восточнославянских национальностей — русской, украинской и белорусской.
Далеко не все вопросы, относящиеся к истории образования древнерусских раннесредневековых группировок и древнерусской народности, получили законченный ответ. Исследования этой темы продолжаются. В настоящей книге будет сделана попытка осветить три вопроса, относящиеся к ней: расселение славянских племен в области Поднепровья и его периферии, когда славяне встретились с балтами; древнейшая Русь — основное ядро древнерусских народности и государства; роль финно-угорских племен севера Восточной Европы и восточной части Волго-Окского междуречья в формировании древнерусской народности.

Парунов М. Н. - Лешие, русалки, колдуны, ведьмы и оборотниБрошюра Парунова, изданная в 1873 году, стала к настоящему времени библиографической редкостью. Разумеется, в столь небольшом объёме невозможно было рассчитывать на полное раскрытие автором темы, вынесенной в название. Вместе с тем, автор приводит интересные этнографические наблюдения, включая отдельные общие описания состава “ведьминых снадобий” и пр.

Седов В.В. - Восточные славяне в VII-XIII вв [1982]Книга посвящена историй восточных славна в начале средневековья по данным археологии. По материалу из курганов, поселений и других памятников исследуются все стороны культуры восточных славян накануне и в период сложения древнерусской государственности, вопросы формирования и расселения их племенных группировок, взаимоотношения с соседями — финно-угорским, балтским, иранским и тюркским населением. Рассматривается конкретная история каждой из племенных группировок восточных славян.

Николай Костомаров - Славянская мифология Николай Иванович Костомаров (1817-1885) - русский историк. Окончив в 1833 г. курс в гимназии, Костомаров поступил сперва в Московский, а потом в Харьковский университет на историко-филологический факультет. Желая уяснить себе народную психологию, Костомаров стал изучать памятники народной словесности в изданиях Максимовича и Сахарова и особенно увлекся малорусской народной поэзией, в чем могло сказаться влияние на него Артемовского и Мешлинского, а частью и повестей Гоголя. Одной из черт Костомарова, приобретенная им с детства от матери, была религиозность; эта религиозная идея пропитывает собой все построение труда Костомарова, «Славянская мифология». В этом труде Костомаров попытался создать единую систему мифологии всех славянских племен. Для этой цели он привлек огромный фольклорный материал, сопоставил даные славянской истории и славянского фольклора с данными других индоевропейских народов, использовал обширную исследовательскую литературу. Материалы этого труда были использованы им при чтении лекций в Киевском университете.

Вверх