Яндекс.Метрика

Статьи

А. В. Арциховский, Одежда Очерки русской культуры XIII-XV веков. Часть первая. Материальная культураОчерки русской культуры XIII-XV веков. Часть первая. Материальная культура

Русская крестьянская одежда в XIII-XV вв. сохраняла, очевидно, прежний облик, судя по курганным находкам. Курганный обряд погребения в некоторых землях у крестьян сохранился до XIV в. От мужских одежд до нас доходят пояса, от женских - украшения. Основной одеждой мужчин оставалась короткая рубаха, главная форма которой, косоворотка, выработана еще в предыдущую эпоху. Подпоясывалась она высоко, значительно выше уровня таза. Пряжки по-прежнему были лировидные. Короткая рубаха простонародья резко отличалась от долгополых одежд знати. Это противоположение можно проследить на сотнях примеров по летописным миниатюрам. В Кенигсбергской летописи (рисунки XV в., оригиналы их частично восходят к XIII в.) - длинные платья у князей и бояр, купцов, дружинников (в мирной обстановке), зрителей исторических событий; короткие рубахи (выше колен) - у крестьян, ремесленников, землекопов, гребцов, плотников, каменщиков (См. А. В. Арциховский. Древнерусские миниатюры как исторический источник. Изд-во МГУ, 1944, стр. 28.). Та же закономерность наблюдается в Никоновской летописи (рисунки XVI в., оригиналы их частично восходят к XIV-XV вв.) (См. А. В. Арциховский. УК. соч., стр. 100.).

Подробнее...

Ряженый антимирФакир, вампир, гусар с цыганкой,
Коза в тулупе вверх изнанкой,
С пеньковой бородой монах...
А. Тарковский

Еще можно встретить людей, для которых участие в традиционном ряженье - часть их прошлой жизни. Держалась эта традиция повсеместно - пусть и с разной сохранностью - примерно до середины 30-х годов нашего века, а затем началось ее уничтожение. Рассказы последних ее очевидцев вместе с десятками более ранних свидетельств создают как бы два разных образа ряженья. В одних случаях это всего лишь «потешное развлечение с переодеваньем» - «своего рода деревенский бал-маскарад». В других - бесовское и кощунственное действо, в котором подчеркнуто все нечистое, от чего затем надлежит очиститься и что может обернуться тяжким наказанием (известны и былинки о домах, бесследно провалившихся вместе с теми, кто слишком усердно скакал, плясал, предавался шумным и греховным потехам).

Подробнее...

Недошивина Н.Г. - О религиозных представлениях вятичей XI-XIII ввВ курганах вятичей XI -XIII вв. наблюдается два основных обряда захоронения: на горизонте и в ямах - две системы погребений, отличающиеся друг от друга. В XII в. погребения на горизонте начинают уступать место ямным захоронениям, которые становятся господствующими в XII - XIII вв. Смена обряда - процесс длительный и сложный. В разных местах он происходил в разное время. Однако у вятичей смена ритуала падает в основном на XII в. и связана, по всей видимости, с распространением христианства. Обычно распространением христианства объясняют исчезновение трупосожжений и появление погребений по обряду ингумации.

Подробнее...

Кровная месть и смертная казнь у восточных славянПроблема кровной мести как осуществления права на наказание самим потерпевшим, некоей верительной грамоты, выдаваемой лицу, мстящему за обиду, кровной мести как древнейшего правового обычая, получившего свое законодательное закрепление на первых этапах развития российской государственности, всегда вызывала повышенное внимание со стороны исследователей, как историков, так и правоведов. Огромное количество работ было посвящено различным аспектам кровной мести. Много вопросов было благополучно разрешено, однако многое осталось и остается до сих пор, настоятельно требующим своего изучения. Мы также посчитали возможным вновь обратиться к данной теме и обозначить некоторые вопросы. Насколько кровная месть все-таки соответствовала нравам и духу восточных славян, была ли она органически им присуща? Почему кровная месть у славян, появившись впервые в договорах Руси и Византии, затем в Русской Правде в очень ограниченном виде, вскоре была отменена? Почему кровная месть, являясь, по мнению большинства исследователей, прообразом смертной казни, устойчиво и прочно входит в виде подобного наказания в светское уголовное законодательство России только в конце XIV в., т. е., практически не являясь характерным явлением для уголовного законодательства Древней Руси? Каковы точки соприкосновения кровной мести и смертной казни как правовых явлений? Возможно, что если уж не прямые ответы на поставленные вопросы, то хотя бы ряд предположений можно сделать, осуществив краткий анализ генезиса кровной мести у восточных славян.

Подробнее...

Духовные проявления в культуре дохристианской РусиВажной вехой в истории Киевской Руси является принятие христианства в 988 г. Это событие имеет большое историческое значение: оно оказало существенное влияние на дальнейшее развитие Древнерусского государства. Христианство упрочило международный престиж Руси. С его принятием она превратилась в одно из наиболее развитых государств Европы того времени. Значительно расширились политические и экономические связи с другими христианскими странами. Крещение укрепило государственную власть и территориальное единство Киевского государства. Принятие христианства сыграло большую роль и в развитии русской культуры. Оно содействовало установлению культурных связей с западноевропейскими государствами, подняло древнерусскую культуру на новый, более высокий уровень развития.

Подробнее...

Калужские родноверы добились установки указателя у деревни Красотынка – одного из центров неоязычества.Природные парки и национальные районы превращаются в резервации для этнических культов

В единый государственный реестр объектов культурного наследия народов России включены 11 сакральных территорий, находящихся в Ямало-Ненецком автономном округе. Четыре из этих священных для коренных жителей объектов – «Хада пэ» («Старушка камень») в Приуральском, «Хорлор» (Быка-оленя озеро) в Шурышкарском, «Сэр-нго Ирико» (Старик Ледяного острова, Хозяин Белого острова) и «Ямал хэхэ» (Края Земли богиня) в Ямальском районе – станут памятниками культуры регионального значения. В конце 2016 года в Республике Коми появилась 38-метровая статуя Корт Айки, кузнеца из коми-зырянских мифов (подробнее в «НГР» от 07.12.16).

Подробнее...

Голова витязя. Васильев(Журнал «Родноверие» №6)

«Нам некуда уже деться, хотим мы или не хотим – должны сражаться.
Так не посрамим земли Русской, но ляжем здесь костьми, ибо мертвые сраму не имут.
Если же побежим – позор нам будет.
Так не побежим же, но станем крепко, а я пойду впереди вас:
если моя голова ляжет, то о своих сами позаботитесь».
Князь Святослав

Так ли много мы знаем о воинском долге, воинском снаряжении и воинских обрядах у славянских язычников? Думаем, многие окажутся в серьезном затруднении в попытке ответить на этот вопрос. Если воинский долг понятен, он мало видоизменился с древних времён: защищать родину ценой собственной жизни, следовать за князем (воеводой) в бой, преследуя интересы державы. Историки уже давно написали работы о воинском снаряжении по материалам археологических раскопок и другим источникам. С этим вопросом можно ознакомиться в трудах Успенского, Колчина, Рассадина и многих других. Но во многом загадкой остаётся вопрос о воинских обрядах. Ведь жизнь и смерть на пути воина всегда идут рядом. Как же готовились воины к бою, как хоронили товарищей, какие обереги использовали? С этими вопросами нам предстоит разобраться в этой статье.

Подробнее...

"Ярило" от RighonИдёт удалый бог, Ярило-молодец,
И снежный саван рвёт по всей Руси широкой!
Идёт могучий бог, враг смерти тусклоокой,
Ярило, жизни царь и властелин сердец,
Из мака алого сплетён его венец,
В руках — зелёной ржи трепещет сноп высокий,
Глаза как жар горят, румянцем пышут щеки,
Идёт весёлый бог, цветов и жатв отец!
Везде вокруг него деревья зеленеют
Пред ним бегут и пенятся ручьи,
И хором вслед за ним рокочут соловьи.
Идет он, светлый бог! - И села хорошеют!
И весь лазурный день - лишь смех да песни там.
А темной ноченькой уста все льнут к устам!

Бутурлин Петр Дмитриевич (1859-1895)

Иллюстрация В. М. Канивца к сказке Л. Н. Толстого «Мужик и Водяной»Во время, когда реки, очищаясь ото льда выходят из берегов, в народе особо чествуют духов пресноводных пространств - Водяных.
Как же выглядит этот своеобразный дух и где его логово? Из народных поверий нам известно: «Водяного представляют получеловеком-полурыбой: пучеглазым, со спутанными длинными волосами, с окладистой бородой цвета ряски, с перепонками между пальцами рук и покрытым чешуёй хвостом рыбы вместо ног. Лицо его одутловато, а живот постоянно вздут, как у лягушки. Весь он, словно шалью, опутан тиной. Наиболее любимые обиталища Водяного – глубокие места, омуты, водяные мельницы. Бывают такие места на воде, где всю зиму вода не замерзает, так вот, по народным преданиям, именно там зимует Водяной и растапливает лёд своим дыханием» (отрывок из книги «Славянские предания, сказки и былички»).

Подробнее...

Кулачный бой на Масленицу г. Орел«Кулачный бой – душе разгул!»
русская народная пословица

Издревле известные в России борьба и кулачный бой составляли одну из любимых народных забав.1 Вот что говорилось о кулачной потехе в Воронежских Губернских Ведомостях за 1851 год: «Первейшею забавою наших предков, не только простого народа, но даже бояр и князей, почитался кулачный бой, как образец и школа войны: тут молодые люди приучались к неустрашимости и отваге».2 Сахаров же писал о кулачном бое: «Кулачный бой в Русской семейной жизни считался удовольством, приводившим некогда в гордость и раздоры целые селенья и города. Подвергать себя из доброй воли побоям, бить других без пощады – было роскошным весельем для наших отцов и дедов».3 Кулачная потеха давно известна на Руси. Летописцы говорят о ней еще в начале XIII в. с какою-то восторженностью. Великий Князь киевский Мстислав III и князь псковский Владимир, ободряя перед битвою своих союзников новгородцев и смоленцев к храброму отражению великого князя Юрия Всеволодовича, представили им на волю: сразиться на конях или пешими. Новгородцы отвечали: «Мы не хотим на конях, но сразимся, по примеру наших предков, пешими и на кулаках».4

Подробнее...

Вверх